NASA перенесло миссию Артемида-2 -- пилотируемый полет вокруг Луны на 2026 год.
Космическое агентство США сообщило, что переносит сроки запуска пилотируемых экспедиций «Артемида-2» и «Артемида-3» по одноименной программе. Согласно новому графику, облет Луны четырьмя астронавтами, ранее планировавшийся на сентябрь 2025 года, был отодвинут на апрель 2026. Это приведет также к сдвигу пилотируемой высадки на Луну: третья миссия по программе «Артемида» перенесена с сентября 2026 на середину 2027 года.
Это не первая задержка при реализации перспективной американской пилотируемой программы. При запуске программы «Артемида» в 2017 году предполагалось, что экспедиция на поверхность Луны будет запущена до конца 2024 года. Более того, в 2011 году, когда была утверждена разработка сверхтяжелой ракеты SLS и корабля «Орион», облет Луны, тогда называвшийся EM-2 (Exploration Mission 2) и позднее переименованный в Artemis 2, был запланирован на 2018 год.
Официальной причиной очередного переноса стали проблемы с лобовым теплозащитным экраном корабля «Орион», выявленные в его первом полете в конце 2022 года. Хотя корабль выполнил безопасную посадку в океан, его лобовой экран получил сильные повреждения, которые не были предсказаны теоретическими расчетами. Расследование ситуации с теплозащитным покрытием продолжалось полтора года и завершилось только в октябре.
Специалисты НАСА связали деградацию экрана с траекторией двойного входа в атмосферу, которая используется для сброса энергии космическим кораблем. При этом подходе капсула при возвращении на Землю погружается в атмосферу, а затем «отскакивает» от нее, сбросив часть скорости, и после этого вновь погружается, на этот раз завершая процесс снижения. НАСА считает, что после первого входа во внешних слоях теплозащитного экрана сохранялось больше тепла, чем ожидалось, и в порах щита оказались заперты пузырьки газа. Они спровоцировали рост внутреннего давления и растрескивание внешнего слоя щита. Этот вывод был основан на глубоком практическом исследовании и подтвержден независимой экспертной группой. Недочеты в программе наземных испытаний не позволили НАСА и компании Lockheed Martin выявить проблему до полета.
Применяемый на «Орионе» материал Avcoat был изначально разработан для лунных кораблей программы «Аполлон», однако новый корабль отличается геометрией «плиток», из которых состоит лобовой экран. Кроме того, изменилась и технология изготовления Avcoat. В рамках расследования были также протестированы плитки из Avcoat с повышенной проницаемостью, которая позволяет газам свободно выходить. Они успешно прошли испытания и не разрушились под воздействием высокой температуры.
Теплозащитный экран для экспедиции «Артемида-2» уже изготовлен, и НАСА решило его не переделывать. Вместо этого будет переработана траектория входа космического корабля в атмосферу Земли. Продолжительность фазы «скачка» в атмосфере сократится. По мнению экспертов, этого будет достаточно, чтобы растрескивание не привело к разрушению материала.
Другие проблемы, выявленные в первом полете «Ориона», уже устранены.
При новой президентской администрации в США на посту главы НАСА текущего администратора Билла Нельсона должен сменить бизнесмен Джаред Айзекман, тесно сотрудничавший со SpaceX. Выбор этой кандидатуры вызвал дискуссию о возможном отказе от сверхтяжелой ракеты SLS, который может повлечь и отказ либо от корабля «Орион», либо от всей программы «Артемида» в ее нынешнем виде.
Различные элементы инфраструктуры для лунной программы создаются в США на протяжении более чем десяти лет. К ней можно отнести сверхтяжелую ракету SLS и корабль «Орион», а также окололунную станцию Gateway, которая разрабатывается с привлечением международных партнеров, лунный взлетно-посадочный комплекс Starship компании SpaceX и ЛВПК «второго этапа» от Blue Origin. Также на ранней стадии проработки существует проект грузового корабля Dragon XL от SpaceX для снабжения Gateway. Из-за регулярного пересмотра целей все разрабатываемые элементы инфраструктуры плохо стыкуются между собой. Кроме того, они смешались в большой узел, распутать который будет непросто.
Относительно ракеты-носителя SLS в космической отрасли США сложились пессимистичные ожидания: она очень дорогая, требует больших вложений в ближайшей перспективе и станет ненужной, если будет введен в эксплуатацию Starship даже в частично многоразовом виде. Однако использовать Starship для запуска «Ориона» не получится, а сам корабль «Орион» заменить нечем. В ближайшие годы не стоит рассчитывать на то, что Starship будет сертифицирован для доставки с орбиты на Землю людей. Идея «пересадить» корабль «Орион» на ракету-носитель New Glenn компании Blue Origin, которая в 2,5 раза уступает по грузоподъемности SLS, вряд ли реализуема на практике. Без «Ориона» вся лунная программа США сдвинется на 2030-е годы. В это же время, Китай определился со своей лунной транспортной инфраструктурой и последовательно ее разрабатывает, имея все шансы опередить США. Вряд ли американская администрация готова с этим смириться.
Переоценивать возможности администратора НАСА круто и полностью перевернуть политику агентства тоже не стоит. Такая крупная бюрократическая структура как НАСА обладает большой инерцией, и менять будущие планы гораздо проще, чем активные проекты на поздней стадии реализации. Например, для НАСА гораздо проще отказаться от развития SLS (т. е. от модификаций Block 1B и, тем более, Block 2) и объявить ракету временным решением до появления пилотируемой версии Starship, чем закрывать SLS прямо сейчас.
Разорвать текущие контракты с частными компаниями и международными партнерами на постройку окололунной станции Gateway тоже будет непросто. Конечно, Айзекман может попытаться это сделать, но это не значит, что у него получится. И, прежде чем делать далекоидущие выводы, стоит дождаться хотя бы, пока будущий глава НАСА публично озвучит свои планы.
Нет комментариев