Отмечаемый 21 сентября (н.ст.) праздник Рождества Пресвятой Богородицы традиционно считается днем начала Русского государства. По преданию именно в этот день в 862 году новгородцы призвали на княжение трех братьев-варягов - Рюрика, Синеуса и Трувора. Согласно “Повести временных лет” Рюрик обосновался в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Быстрая смерть среднего и младшего братьев сделала Рюрика полновластным правителем Новгородской земли. Впрочем, существует мнение, что Синеуса и Трувора вовсе не существовало, а известие о них - результат неправильно прочитанного русским летописцем некоего скандинавского текста, который сообщает, что Рюрик пришел в землю славян со своим домом “сине-хус” и верной дружиной “тру-воринг”.
Первые исследователи, занимавшиеся разбором повествования Нестора о призвании варягов, полагали его достоверным, видя в варяго-руссах выходцев из Скандинавии. Но уже в 18-м веке начали появляться противники “норманской теории”, а к середине 19 века сформировалась мощная группа историков-антинорманистов. Споры как между представителями этих двух течений, так и внутри них не утихают и по сей день. Одни норманисты ищут родину племени Русь в приморской части шведской провинции Упланд. Другие полагают, что Русь, выселившись из шведского Упланда, давно уже жила на территории нынешней России около Ладожского озера. Третьи думают, что Рюрик с братьями принадлежал к скандинавскому племени, оставшемуся в России в то время, как их родичи перешли на Скандинавский полуостров. Расходятся сторонники норманизма и в хронологическом определении событий, и в лингвистическом толковании самого названия “Русь”.
Антинорманисты сходятся только в отрицании скандинавского происхождения Руси. Большинство придерживается мнения о ее славянском происхождении, причем одни ссылаются на южное славянское племя роксолан, другие видят в Руси имя реки и народа. Некоторые исследователи считают вообще весь рассказ летописи о призвании варягов легендой. Есть мнение, согласно которому, как слово “варяги”, так и название “Русь” обозначали не народность или княжеский род, а только лишь вольноопределяющиеся дружины, составленные из людей, покинувших свое отечество.
Впрочем, есть достоверные исторические данные, позволяющие отчасти примирить приверженцев обеих враждующих теорий. В частности, немецкий генеалогический справочник Хюбнера, впервые вышедший в 1708 году, содержит весьма интересные сведения о родословной Рюрика. Он значится и основателем древнерусской княжеской династии, отцом князя Игоря, и представителем династической ветви герульских, вандальских и вендских королей. При этом существует явная преемственность родословных таблиц вандалов и вендов, к которым в Европе причисляли и варягов. Многие средневековые авторы вплоть до XIII века называли правителей Мекленбурга “королями вандалов” и настаивали на том, что ключом к пониманию мекленбургской истории является признание полного тождества вандалов и вендов. Между тем, венды – это название одного из славянских племен, входивших в средневековый союз полабских славян-ободритов. Ареал их проживания - нижнее течение Эльбы, запад современного Мекленбурга, восточная часть земли Шлезвиг-Гольштейн и северо-восточная часть современной Нижней Саксонии. Этот славянский союз представлял собой федеративное объединение вагров, полабов, глинян, смолян, варнов, древян. Крупнейший их город - Рерик на побережье Балтийского моря. Другие центры - Старгард, Любице, Велеград, Варнов, Зверин, Илово, Добин.
Во время правления короля франков Карла Великого ободриты воевали на его стороне против лютичей и саксов. По приказу Карла дружины вассальных славянских князей приняли участие в растянувшемся на три десятилетия покорении франками Саксонии. Одного ободритского короля по имени Вышан саксы убили, заманив в засаду где-то в верховьях Эльбы. Его преемник Драговит в 798 г. нанес саксам ощутимое поражение, после которого последовало их очередное примирение с Карлом Великим. Но позже ободриты восстали против короля и ему пришлось бежать из страны. Усилившиеся в начале IX века датчане в 808 году выступили против Каролингов и их союзников. Готфрид Датский взял штурмом Рерик, пленил и повесил князя Годслава, разрушил сам город, а большее число жителей переселил в Хедебю.
После смерти Годслава в 808 году, у его сыновей Рюрика, Сивара (именно так говорится во всех немецких источниках) и Трувора не оставалось никаких прав на главный престол и они были вынуждены отправиться в далекий провинциальный Новгород. Как бы то ни было, начальные страницы истории Руси предстают теперь совершенно в ином свете. Рюрик и его братья в действительности были не морскими разбойниками-скандинавами, а западными славянами, носителями “германской” культуры, вынужденно эмигрировавшими к своим восточным сородичам и заложившими основы русской государственности.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев