Здравствуйте Александр. Мне захотелось вам задать вопрос: месть, это врождённый некий инстинкт, или приобретаемый с возрастом?». Приветствую всех участников группы Собрание. Прежде чем нам сделать какой либо вывод, нам надо, всё таки ознакомиться с помощью писания с некоторыми библейскими направлениями на этот счёт. Для этого мы с вами возьмём за основу место из писания, которое записано в книге Бытие 9 гл. 5 и 6 ст. «Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию». Как видно из этого места писания, что Бог, переведя человечество через потоп в лице Ноя и его семьи, устанавливает какие то новые для человека правила, которых до этого не было. Это наталкивает на мысль о том, что на земле после того как человек ослушался единственного запрета , произошли какие то события , которые вынудили Бога дать этот закон. Надо обратить внимание на то, что Бог об этом говорил с Ноем ещё до потопа. Бог даёт этот закон при жизни людей допотопных, но не им. То есть они уже обречены, а закон будет касаться уже других людей, которые будут жить после потопа. И в этом законе мы встречаемся с отношением Бога к такому проявлению как месть. Надо отметить ещё и то, что если Бог касается этого понятия, значит оно доминировало у допотопных людей и Бог для будущих людей сразу ставит всё на свои места. Это записано в 6 гл. книги Бытие. «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою». Бог говорит, что после потопа с людьми будет заключён какой то новый завет. Нет не тот, который мы сегодня называем так. Но новый по отношению к завету с Адамом, для которого была всего одна запретная заповедь. Как мы все знаем , что с Адамом у Бога был завет в том, что бы люди плодились и размножались по всей земле, ели от всякого дерева и не ели от дерева познания добра и зла. Бог отдал всё в руки человека. Но вот что нам надо понимать. В этом завете не было такой заповеди как не убей. Это естественно, потому что человек не имел греховной природы и такие мысли как убить человека или животное в его сознание прийти ни как не могли. Не было греховной природы и источника зла, который бы мог обмануть человека. Исходя из этих рассуждений напрашивается такой вывод, что и понятие месть , изначально не имела место в сотворении. Нет зла , нет и гнева, нет гнева, нет и мести. Грех, в том числе и месть, пришли в жизнь человека с приходом смерти. Давайте посмотрим вот на эти слова , сказанные Богом к народу Израиля, через пророка Моисея. «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло». Мы даже себе представить в страшном сне не можем, что Бог бы сотворив Адама, сказал ему, что то подобное. Но, если поглубже вникнуть в эту фразу и её смысл , Бог именно это сказал ещё не согрешившему Адаму. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Обратите внимание, что смысл в обоих местах один и тот же. Жизнь и смерть. К чему я это говорю? А говорю я это к тому, что Бог изначально дав человеку всё самое хорошее, предупредил его, что если ослушаешься, плохое родиться само собой. Любовь превратиться в ненависть, порядок в беспорядок, чистота в грязь и т д. С приходом в жизнь человека греха, появилось такое понятие как «анти». То есть против. Я бы это объяснил так. Согрешивший человек, получил возможность превращать что то, во что то. Это что то с родни волшебству. Превращать чистое в грязное и мы с наслаждением в это ударились. Не исключение и такое понятие как личная месть. Но если мы уже заговорили о таком понятии как «анти». То нам надо и найти , из какого же чистого понятия , человек превратил такую производную как личная месть. На мой взгляд, это произошло от понятия ПРОЩАТЬ. То есть НЕ МСТИТЬ. Имея вот такое вступление , давайте опять вернёмся к первый людям. Так случилось, что человек ослушался Бога и стал грешником. Первое убийство произошло . Каин убил Авеля. Почему Каин так смело пошёл на это, даже не смотря на то, что Бог, говорил ему это грех? Я думаю, что допотопные люди, будучи уже испорченными , этого не понимали ( или не желали понять), по причине того, что не было закона на этот счёт. К такой мысли подводят слова Каина, о том, что наказание, которое Бог ему определил, по его мнению слишком несправедливое. По причине того, что в завете не было не убей, то Бог принимает решение сделать Каину некое знамение, что бы остановить людей от мести, которая по видимому не вызывала ни какого осуждения у грешного человека. Как мне кажется это знамение означало не что иное как « Не мсти». Причина закона, это умножение беззакония. И если Бог осуждает такое понятие как личная месть, то надо понимать, что месть это именно беззаконие. Я делаю акцент , именно на слово ЛИЧНАЯ месть, исходя из того, что Бог сказал когда то Ною. Но об этом чуть позже. Почему на земле допотопной творилось столько зла? Ведь мы читаем о том, что помышления людей во всякое время было зло. Ламех убивал и не боялся, что его кто то убьёт, опираясь на знамение Каина. В общем я думаю, что убийство, как в принципе и остальные грехи такие как обида, издевательства, оскорбления и прочее, там изобиловали в полной мере. Думаю, что и такое понятие как месть там присутствовали и в очень больших количествах. Об этом можно понять уже из начала этого греха, чего так Боялся Каин и чем так хвалился Ламех. Как же тогда люди могли знать что это грех? Ведь закона нет. Я ДУМАЮ, ЧТО ОТВЕТ ЛЕЖИТ ВСЁ В ТОМ ЖЕ Каине. Бог говорил с каждым, даже с убийцами. Он говорил Каину, что грех лежит у ног его, но надо господствовать над ним, на что как я думаю Каин подумал. «А что мне за это будет?». И действительно. Бог изгнал его . Но разве это великая беда? Ну, построю город и буду жить дальше. Бог говорил с людьми Духом Своим, но люди , пренебрегали этим и не боялись убивать, даже убивать. Потоп поставил точку в периоде, который мы смело можем назвать период анархии. Переведя праведного Ноя через воды потопа, создав от него новый народ, Бог впервые за всё время даёт уже более расшифрованный закон. Закон , который должны знать все и знать, что за нарушение его будет наказание сообразное преступлению. То есть. Тот, кто убьёт человека, будет убит рукой человека, будь то зверь или сам человек. На первый взгляд может показаться , а чем это отличается от допотопного мира? Ведь и там так было. Убили моего отца, я в отместку убил обидчика или его родственника. Но мы должны понимать, что период анархии закончен и Бог провозглашает период монархии. То есть, период царей и судов. Для этого в первую очередь надо было исполнить то, что Бог оставил в этом завете , это плодиться и размножаться, оставив право владычествовать над всем животными, немного изменив правила. Итак. Бог провозглашает, что с сего дня, на земле вступает в силу закон. Тот, кто убьёт человека, будет убит рукой человека. То есть. В каждом будущем народе будет суд и этот суд будет осуждать человека за преступления связанные с убийством. И если убийство было умышленным , то возмездие должно быть соразмерным. Мы читаем в писании, что Бог дал и подпункты. Дал города убежища, что бы не дать людям мстить самим, а именно судьи решали, виновен человек или нет. Почему я так думаю? Потому что в этом месте писания , ко всему что мы прочитали рассуждая , есть одна приписочка. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию». Вот где кроется ответ. Человек создано по образу Божию. То есть Человек может быть , как законодателем, что присуще Богу, может быть исполнительной властью, то есть следить за исполнением закона и конечно же судьёй. Всё это есть в образе Бога и мы всё это наблюдаем на протяжении всего писания. То есть. Бог, создав человека по образу Своему и подобию, дал ему этот образ применять в жизни. Но конечно же мы можем сказать, что человек часто судит превратно и не честно. Но это зависит не от образа , который Бог дал человеку, а от подобия. Человек по образу судья, но стать подобным в этом Богу или нет, это уже зависит от самого человека. Мы с вами читаем и о справедливых судах, и о превратных. Вот что значит, Бог когда то сказал «Вы боги». Конечно, Он имел в виду образ человека как судьи. Итак Бог даёт первый закон , который говорит о том, что нельзя убивать умышленно. Да бывают убийства непреднамеренные, но об этом мы когда то уже говорили. То есть. В новом, после потопном мире, Бог создаёт народы, государства, систему управления , царей и конечно же суд, который должен определять состав преступления. Каждый народ имеет такие системы. Но с Израилем Бог заключил особый закон. Вопрос почему? Потому что именно Он был их царём и сделал так, что бы они ни когда не были как прочие народы. Конечно, много и много несправедливых и подкупленных судов и БОГ ТАКИХ СУДЕЙ СУДИТ САМ. Об этом вы можете прочитать в книгах пророков. Но это уже не та тема. Итак , что бы остановить умышленные убийства , умышленную месть за различные поступки, право оставлять за собой месть в любых её проявлениях, Бог даёт закон. Убил умышленно, с корыстью, от ненависти или подобное, как возмездие смерть , но через закон. Мы с вами люди глубоко верующие, если искренне верим в искупительную жертву Христа и нам такое понятие как месть , конечно должно вообще быть чуждым. Об этом нам говорит апостол Павел в послании к Римлянам 12 гл . «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». К сожалению многие люди и это наставление Павла понимают , так как им хочется. Мстить нельзя, но жажда отомстить остаётся, притом руками Бога. Это греховно. Прости и оставь Богу. Он многомилостивый, может и спасёт душу. Не мстите, значит прощайте. Оставить воздаяние Богу , значит простить. Люди мира сего, не видят ни чего предосудительного в таком понятии как месть, и это объяснимо. Они как и люди допотопные живут тем, что Дух Господень в пренебрежении. Не дай нам Бог быть в числе этих пренебрежителей, таких как Каин или Ламех. Благословений всем в общении.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6