Перед нами мессианский гуманизм, где Бог растворяется в человечестве
Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь Проблемы церковной жизни
Фото: коллаж РНЛ
Согласно православному пониманию, «человек беззакония», антихрист будет увенчанием нового мирового порядка. Апостол Павел во Втором послании к Солунянам говорит, что тайна беззакония раскрывается не только во внешнем мире, но и внутри Церкви, когда ее служение, согласно толкованию этих слов святителем Феофаном Затворником, становится только внешней видимостью при внутренней пустоте (см.: 2 Фес. 2: 1-12). Судьбы человечества зависят от того, насколько оно причастно правде и истине, которые призвана хранить в неповрежденности Церковь. Одной из главных опасностей является попытка достигнуть духовного обновления преимущественно с помощью внешних перемен, а не стяжания благодати. Но Церковь всегда, и особенно во времена всеобщей апостасии, спасает Спаситель, это значит — не реформаторы, а святые.
Прежде всего отметим, что в предложениях о пересмотре традиционной литургической дисциплины постов, исповеди и молитвенной подготовки перед Причастием об использовании русского языка в богослужении — одним словом, обновления богослужебной жизни Церкви под предлогом миссионерства — нет ничего нового. То, что нам хотят преподнести чуть ли не как великое открытие, на самом деле лишь навязчивое повторение много раз и впечатляюще пройденного. Духовное родство неообновленцев с обновленцами-раскольниками двадцатых годов прошлого века очевидно. А также преемственность целей в вопросе революционного переустройства (на теперешнем языке — перестройки, или оранжевой революции) в Церкви. Западная Церковь в лице англикан, протестантов и их многочисленных сектантских ответвлений прошла этот путь до конца. Плоды такого реформаторства хорошо известны. Может быть, добрым предостережением могли бы послужить нам в этом отношении и уроки Католической Церкви после Второго Ватиканского Собора.
Для нас, православных, огромный интерес представляют не только нововведения этого Собора, но и реакция на них консервативной части Католической Церкви во главе с архиепископом Лефевром.
Этот вопрос неразрывно связан с более общим: как соотносится великий церковный раскол, происшедший вследствие серьезных догматических искажений, допущенных Римом, с Промыслом Божиим, желающим всем человекам спастись и в разум истины приити (1 Тим. 2:4)?
Мы знаем, что Бог по любви к человеку попускает проявиться расколам и нестроениям, чтобы исторгнуть из тела Церкви образовавшиеся яды. И в данном случае Бог обратил катастрофу раскола на пользу для христианского бытия Византии и Руси. Не будь столь резкого разделения, многие беды и заблуждения переходили бы из западного в восточный мир совершенно незамеченными. А так западные идеи были помечены как бы радиоактивным изотопом. Каковы эти заблуждения, сколь велики их пагубные последствия?
Заметим, что, несмотря на все ошибки католичества, неправы и те, кто утверждает, что католичество — это совершенно ложная антихристианская еретическая вера, совершенно безблагодатная. Нет, многие святые отцы признавали действие Святого Духа и в Католической Церкви. Например, святитель Феофан Затворник не рекомендовал пускаться в рассуждения о том, являются ли католики еретиками или не являются. «Наша Церковь благосклонна к католикам», — писал он. И подчеркивал далее признание действительности таинств и священства: «Только переходить к ним не надо; не все верно у них».
Святитель Феофан говорит о Западной Церкви, что из-за допущенных искажений она подобна человеку, у которого «гнилые, тяжело больные легкие». Конечно, он как-то дышит. Но такому больному не устоять в смертельной схватке против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12)!
Ныне Католическая Церковь переживает тяжелейшие последствия своего отпадения от истины. История архиепископа Лефевра ярко показывает, что те, кто желает противодействовать крайнему распаду, встают перед необходимостью отказаться от основополагающих заблуждений, принятых Римом тысячелетие назад.
Плоды реформ. Чтобы читателю понятнее была история противостояния монсеньора Лефевра пагубным нововведениям Второго Ватиканского Собора, остановимся подробнее на главных из них.
В центре «нового богословия» Католической Церкви — антропоцентрический постулат: что приемлемо и что неприемлемо для современного мышления. Как определяют сами западные богословы, ключом к новой Реформации является скорее милосердный ближний, чем милосердный Бог.
Речь идет здесь не о протестантском модернизме типа богословия Бультмана — перед нами ответственные официальные католические издания. Здесь невозможно процитировать всех авторов этого направления, даже тех, которые занимают видное место в Церкви. К их числу относятся многие патентованные богословы, профессора семинарий, которые учат и публикуют свои произведения, исходящие из принципа свободного исследования.
Например, из Писания выбираются произвольно слова и поступки Христа, говорящие лишь о Его человеческой природе.
Вот «Обязательные основы», одобренные в 1967 году французским епископатом: рекомендуется исключить всякую ссылку на «космические чудеса» (утишение бури, умножение хлебов), а также упоминание об ангелах, о бесноватых, о сатане, о вечном огне.
Вот официальный катехизис для молодежи, где стремление все сделать понятным для современного человека, объясняя чудесное с человеческой стороны, низводит Спасителя до уровня некоего экстрасенса: «Иисус исцелял больных, но это не обязательно означает чудеса в том смысле, в каком мы часто об этом слышим. Некоторые люди имеют природный дар исцеления. Не был ли Иисус одним из них?»
Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2024/12/25/novovvedeniya_vtorogo_vatikanskogo_sobora_i_ego_posledstviya
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев