Вся ее история – это неутомимый труд замечательных педагогов и их учеников
Для музыкальной школы 65 лет – далеко немалый срок. Это момент, когда школа находится в расцвете своей зрелости. В то же время, это рубеж, когда уже можно оглянуться назад и подвести определенный итог.
У каждой музыкальной школы, как у каждого человека, есть своя судьба, своя история. А какая же история у Собинской детской музыкальной школы? Давайте пролистаем страницы школьного музыкального альбома вместе.
Зарождение
Далекий 1959 год. Руководство Владимирской области приняло решение о создании сети музыкальных учреждений на территории области. Результатом этого стало открытие музыкального училища во Владимире и детских музыкальных школ во многих районных городах. Так в Собинке и районе зародился новый культурный центр - Детская музыкальная школа (ДМШ).
Первым директором учреждения была назначена Римма Иосифовна Зимакова. Молодой девчонкой она приехала в наш райцентр по распределению после окончания Пензенского музыкального училища. Свои первые профессиональные шаги делала в Собинском доме культуры, где вела хор ветеранов. Параллельно подрабатывала музыкальным руководителем в детском саду. В 1958 году Римма вышла замуж и окончательно пустила здесь свои корни. Через год в молодой семье появилась дочь Танюша. Но в те времена никто не сидел до 3-х лет в отпуске по уходу за ребенком. Декретный отпуск в то время составлял всего 56 дней. В 2 месяца малышей уже определяли в ясли, а мамочки выходили на работу.
Первоначально школу разместили в небольшом стареньком деревянном помещении на ул. Набережной, на берегу реки Клязьмы. В здании было всего 3 малюсенькие комнатки, которые приспособили под классы. Р. И. Зимаковой пришлось решать непростые задачи по созданию материальной базы, формированию первого педагогического коллектива, налаживанию учебного процесса. И хотя Римма Иосифовна директорствовала совсем недолго, любимой музыкальной школе она посвятила всю свою жизнь. До 72-х лет она передавала знания ученикам, которых очень любила, а те отвечали ей взаимностью.
Отделения духовых инструментов не было, так как при клубе и при школах существовали свои духовые оркестры. Обучали ребят игре на фортепиано и баяне. Число баянистов значительно превалировало – инструмент пользовался особым спросом, был более доступен и, наряду с гармонью, выступал основным музыкальным сопровождением на всех праздниках.
Первыми педагогами по баяну, стоявшими у истоков музыкального образования детей, были Л. И. Трухляков, Н. А. Маслаков, В. С. Калугин. Д. А. Гордынский и Р. И. Зимакова преподавали фортепиано. Кроме того, молодая женщина вела такие основные дисциплины, как сольфеджио, музыкальная литература, хор.
Ностальгия
Сменил Р. И. Зимакову на посту руководителя сначала Станислав Васильевич Колосов, затем Виктор Владимирович Иванов. Именно В. В. Иванов добился, чтобы вскоре для школы выделили новое более просторное здание на ул. Парковой. Там было целых 8 учебных классов и зал для концертов!
У многих тогдашних учеников и педагогов одноэтажный деревянный сруб, где около 30 лет располагалась музыкальная школа, связан с теплыми воспоминаниями о прошлом. Эти воспоминания окутывают объятиями теплой ностальгии, вызывают желание вернуться туда, где раньше было так хорошо. Кто-то вспоминает, как, несмотря на темноту и плохие дороги, в любую погоду через весь город по 40 минут топали туда и обратно и не искали причины, чтобы отлынить и пропустить занятие. Другие помнят, что зимой приходили в школу замерзшие, с полными валенками снега и с сосульками на шубах. А в деревянной школе была особая обстановка, как дома у бабушки. Там жарко топили печь и ставили около нее сушиться валенки и сапоги, повсюду, словно флаги, развешивали на веревках детские шубы и шапки. В теплую погоду выходили распеваться на крыльцо.
Были и другие директора, внесшие свой вклад в развитие музыкальной школы. Значительную роль в судьбе школы сыграла Валентина Дмитриевна Асцатурова, возглавлявшая ее с 1972 по 1983 годы. Она был наставником молодежи, другом коллег, мудрым учителем и двигателем всех культурных начинаний в городе. Ее ценили, уважали, любили многие поколения выпускников школы. Собинцы до сих пор хранят добрую память о ней.
При В. Д. Асцатуровой поэтапно начали открывать филиалы ДМШ в Лакинске, Асерхово, Ворше, Колокше. Было такое отделение и в Вышманове. Колхозы оплачивали обучение сельских ребятишек в музыкальной школе. В середине 70-х годов в Лакинске и Собинке появились первые классы духовых инструментов, в 1976 г. в школе открылось художественное направление. С годами желающих обучаться становилось все больше. Возникла необходимость открыть вечернее отделение школы.
Дело всей жизни
Если человек всю жизнь делает одно дело, то оно становится его жизнью. Виктор Владимирович Егоров связал свою жизнь с музыкой и Собинской детской музыкальной школой. Пришел он сюда в 1963 году еще мальчишкой, чтобы научиться играть на баяне. Первый педагог убедил подростка в необходимости получить музыкальное образование. После армии в 1975 году Виктор вернулся в родной город и в родную музыкалку уже в качестве преподавателя. Через 8 лет Виктор Владимирович возглавил Собинскую ДМШ, проработав на руководящей должности 36 лет.
Его стараниями, а также благодаря огромной поддержке и усилиям председателя Собинского горисполкома, а затем председателя городского Совета народных депутатов Виктора Ивановича Прокофьева в 1992 году школа переехала в новый дом. Для музыкантов он казался настоящим двухэтажным дворцом с просторными светлыми помещениями. Для художников создали отдельную школу, выделили помещения на ул. Молодежной, Лакина.
При В. В. Егорове в школе появился духовой оркестр, который просуществовал до 2021 года. В разное время им руководили В. Н. Рыбаков и В. А. Власов. Оркестр ДМШ принимал активное участие в городских марш-парадах на 9 Мая, в Вахте памяти, в праздновании Дня России и Дня города, сохраняя в своем репертуаре традиционные произведения духовой музыки.
Любимая и единственная школа, класс, ученики, фортепиано – в этом вся жизнь преподавателей Надежды Анатольевны Захаровой и Татьяны Владимировны Зерновой. Чтобы написать трудовую биографию Елены Анатольевны Черновой, Ольги Николаевны Ксенофонтовой, Натальи Павловны Скомороховой, Анны Викторовны Крюковой, Валентины Владимировны Торговцевой и Ольги Викторовны Великановой, нужно совсем немного чернил – в трудовой книжке всего одна запись: принята на работу в Собинскую детскую музыкальную школу. Коллектив и его руководитель Ю. В. Корольков очень надеются, что вторая (окончательная) запись появится еще очень нескоро.
Свой талант, мастерство и знания дарят сегодня ученикам в доме музыки 16 преподавателей. Многие годы работают здесь И. И. Еркова,
С. А. Гаврикова, М. В. Макеева. Собинская ДМШ – отличная кузница кадров. Почти половина нынешнего педсостава – бывшие ее выпускники, которые вернулись в свою школу, чтобы обучать ребят. Это Т. В. Зернова, А. В. Крюкова, О. Н. Ксенофонтова, В. В. Торговцева, Н. П. Скоморохова, Н. М. Соколова, А. А. Мартьянов. Не так давно коллектив пополнился новыми кадрами: удачно влились в состав преподаватели Н. Г. Колесникова, И. Э. Кондратьева, А. В. Гадалова, С. В. Крайнов, А. М. Березкина.
Дань уважения и памяти педагогический коллектив школы и бывшие ученики отдают преподавателям, кто верой и правдой долгие годы служил музыке и прививал любовь к ней детям в стенах школы-юбиляра, но уже ушел из жизни: Римме Александровне Рожковой, Владимиру Николаевичу Рыбакову, Анатолию Николаевичу Усанову, Виктору Владимировичу Иванову, Игорю Александровичу Заречневу, Игорю Александровичу Скоморохову, Владимиру Анатольевичу Власову.
Путевка в жизнь
В сентябре 1959-го в школу поступило 45 учеников, правда, до первого выпуска 1964 года дошли только 6 самых стойких. Всего же за 65 лет существования школы 909 учащихся стали ее выпускниками, получив здесь начальное музыкальное образование. Школа по праву гордится своими выпускниками.
Многие из них окончили профильные средние учебные заведения и вузы, работают в сфере культуры или музыкального образования. Среди них Елена Скопина, Наталья Шперова, Ирина Гурова, Кирилл Познухов, Борис Вишневский, Владимир Трефилов, Ирина Васильева, Максим Шанский (Софин), Евгений Гурьянов Анна Захарова (Кукушкина), Владислав Кузнецов и многие-многие другие.
Сегодня продолжают учебу в различных музыкальных заведениях, готовятся стать профессиональными музыкантами Иван Стребулаев и Семен Вагин, Арина Чернова и Арина Саченко. В колледже культуры получают образование Виктория Бестужева, Дарья Кузнецова. Преподаватели внимательно, с интересом наблюдают за тем, как складывается музыкальная жизнь их бывших учеников, и всегда радуются их успехам, вместе с ними переживают неудачи. А ребята при удобном случае заходят в школу пообщаться, поделиться новостями, посоветоваться.
Эстафета поколений
65 лет – серьезная цифра. За это время родилось и уже успело вырасти несколько новых поколений. Собинцы, которые в разное время окончили местную музыкальную школу, приводят сюда учиться своих детей, а кто-то уже и внуков.
Четыре поколения Зимаковых прошли через Собинскую музыкальную школу. Это дети первого директора Р. И. Зимаковой Татьяна и Александр, внуки Алексей и Юлия Тарасовы, Мария Курчакова и Василий Зимаков, правнучка София Тарасова, выпускница 2022 года. Сегодня продолжателями музыкальной династии являются Виктория и Дмитрий Зимаковы. Дима занимается на аккордеоне, а Вика увлекается вокалом. Татьяна Сергеевна Тарасова, дочь Риммы Иосифовны, получив педагогическое образование, долгое время работала учителем начальных классов, а сейчас она музыкальный руководитель в Арбузовском ПНИ.
– Начальное музыкальное образование, которое я получила здесь, в музыкальной школе, и владение инструментом очень помогали мне в работе педагога. Я проводила праздники с ребятами, которые всегда сопровождались живой музыкой. Вот уже более 10 лет, как музыка стала моей основной профессией, – делится Татьяна Тарасова. - Помню своего первого педагога Альберту Александровну Барашкову. Тесные дружеские отношения на всю жизнь сложились у нас с Риммой Александровной Рожковой. Мне было нелегко учиться, наверное, потому, что мама очень строга была к моим занятиям и успехам. Огромная радость от осознания, что научилась владеть инструментом, охватила меня после сдачи выпускных экзаменов, когда мы играли 4 сложнейших произведения. Знаете, был такой решающий момент в моем подростковом возрасте, когда врачи по состоянию здоровья запретили мне заниматься дополнительным образованием. Это стало толчком к уже осознанному посвящению себя музыке. Несмотря на все запреты медиков, я продолжила посещать музыкальную школу и никогда об этом не пожалела. А еще хочу сказать, что, если бы раньше была возможность продолжить обучение в музыкальной школе до 9-10 лет, я бы училась. Школа у меня ассоциируется с чем-то теплым, светлым и дорогим сердцу.
Как живешь, школа?
Вот уже 5 лет директором Собинской ДМШ работает человек слова и дела Юрий Викторович Корольков. Он, энтузиаст по натуре, не может спокойно сидеть на месте: все время в поиске чего-то нового, интересного, более совершенного.
Сегодня в школе красиво, чисто, уютно, комфортно. Это в 2021 году в рамках нацпроекта «Культура» проведена масштабная реновация учреждения. Был выполнен ремонт зрительного зала и фойе, кабинетов первого и второго этажей, установлен забор, крыльцо с отмостками, заменены кресла в зрительном зале. Школа дополнительно укомплектована новыми музыкальными инструментами. На выделенные по программе федерального проекта «Культурная среда» средства приобретены рояль и фортепиано, четыре аккордеона, две трубы, валторна, тромбон и баритон. Закупили музыкальную литературу и интерактивную доску.
Нынешняя музыкальная школа стала несколько другая. Значительно вырос уровень подготовки выпускников. Год от года усложняются программные и конкурсные произведения - эти условия диктует время, в котором мы живем.
Начинающие музыканты, вокалисты и театралы принимают участие во всевозможных конкурсах и фестивалях, становясь победителями и лауреатами. Лишь в прошлом учебном году таких конкурсов было 26 и уже более 10-ти за последние 3 месяца! Славу школе своими успехами на областном и всероссийском музыкальном олимпе сегодня приносят Артемий Калинин и Иван Гаврилов, Арсений Потапов и Александр Грызов, Эвелина Борунова и Ксения Бутенко. Хороший задел сделал в этом году театрал и молодой преподаватель Александр Мартьянов. Ученики школы ежегодно за особые творческие достижения получают областную, районную и городскую стипендии. В первый раз на праздновании юбилея 3-м юным музыкантам была вручена именная стипендия депутата Законодательного Собрания Владимирской области Дмитрия Анатольевича Рожкова.
Школа и ее сообщество открыты экспериментам и нововведениям. Так за последние время в ней появились новые классы: ударной установки и раннего эстетического развития, вокальный и театральный.
По инициативе директора школы в холле учреждения постоянно действуют сменные выставки художественных работ авторов нашего Владимирского края. Ю. В. Корольков убежден, что музыка и живопись очень близки друг другу и тесно связаны. Вместе они создают симбиоз искусств.
Значительный вклад коллектива школы в развитие образования и культуры города и района неоднократно отмечался почетными грамотам и благодарностями администраций области, района, города.
Новый поворот
Прошло юбилейное торжество, отзвучали поздравительные речи. Но юбилей - это всего лишь очередной поворот, за которым будут и обычные школьные будни, и неожиданные открытия новых дарований, интересные поездки и встречи, концерты и выступления.
Музыкальная школа – это живой организм, который никогда не перестанет развиваться и совершенствоваться. Это территория радости и творчества, где не приемлют скуку, застой, рутину. Если вы спросите почему, то ответ будет очень простой: «Школа – это то место, где музыка берет свое начало».
Источник: doverie33
#Лакинск #Собинка #СобинскийРайон #Ставрово #регион33
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4