20 февраля 2025 исполняется 140 лет со дня рождения русского педагога и методиста, этнографа, литературоведа, иллюстратора «Слова о полку Игореве» Марии Александровны Рыбниковой.
Она родилась в 1885 в селе Александровка Рязанской губернии в семье служащего, но её детские годы прошли на Смоленщине в небольшом имении Горбово Гжатского уезда, где жили родственники матери. Впоследствии Рыбникова издала книгу «Горбовская хроника» (1919) о патриархальном укладе жизни своих родственников – купеческой семьи Щукиных из Горбово.
Поступив учиться в Мариинское училище в Москве, она приезжала в Горбово на каникулы, но не праздно отдыхала, а проводила учебные занятия с небольшой группой местных детей – это были её первые попытки общественно-педагогической деятельности. Старший брат Рыбниковой рассказывал, что сестра организовала своеобразную лесную школу. Как одна из самых способных учениц Мариинки, Рыбникова была удостоена чести давать уроки младшим ученицам – педагогический опыт накапливался.
Училище было окончено в 1903. Рыбникова год проработала в начальной школе и, поняв, что ей не хватает образования, поступила на историко-филологический факультет Московских высших женских курсов. В 1905–1906 учебном году, когда курсы были временно закрыты, она без разрешения местных властей открыла в соседней с Горбовым деревне школу для деревенских детей – это едва не привело к её аресту.
После окончания училища в 1909 Мария Александровна переехала в Вязьму и начала преподавать литературу в Вяземской женской гимназии. Именно здесь Рыбникова заявила о себе как учёный и педагог-новатор. Её интересовали вопросы методики преподавания и внеурочной работы с учащимися. Она мечтала, чтобы учебные заведения стали для детей «домом науки и светлой радости», и стремилась придать вяземской гимназии статус своеобразного дома юности. Она понимала: чтобы «взять» ученика, одних уроков недостаточно. «Я будто в Вязьме уже давно, давно. Так много пришлось видеть, слышать, столько впечатлений и волнений. Класса, детей я уже не боюсь, бодро и весело иду в класс. На меня смотрят как будто приветливо и доверчиво. Ходят смутные слухи, что я им понравилась. Хочется, конечно, завязать сношения поближе, нужен был бы кружок, нужны были бы вечера литературные. Но сейчас мне буквально некогда приниматься за это», – писала она в дневнике.
К вяземскому периоду относятся её дебютные публикации. Первая заметная статья вышла в 1914 в журнале «Вестник воспитания». Рыбникова предложила в целях наиболее глубокого изучения родного языка использовать фольклор и начала собирать варианты местного устного народного творчества. «С особым жаром я набрасывалась на старух. Лезла к ним на печь, втиралась в дружбу, надеясь на хорошую поживу. Ворча, кряхтя и почесывая спицей голову, старушка выкладывала наконец свой запас житейской мудрости… Я ликовала…», – вспоминала Рыбникова. В поисках участвовали и ученицы. Вот как рассказывала об этом одна из них: «У нас возникло даже что-то вроде соревнования – кто больше принесёт пословиц. Я обращалась ко всем встречным и поперечным…».
Для гимназисток VII и VIII классов педагог организовывала ученические литературные собрания, которые проводились во внеурочное время в неофициальной обстановке. Тексты докладов, заслушанных на этих собраниях, Рыбникова впоследствии ввела в сборник статей «На распутьи». Подобно царскосельским лицеистам вяземские гимназистки вели свой журнал, в который также заносились тексты докладов.
Зимой 1916/1917 М. А. Рыбникова, уже как опытный и ищущий педагог, участвовала во Всероссийском съезде учителей-словесников.
Девятилетнее творчество Рыбниковой в вяземской гимназии (с 1909 по 1918) было весьма плодотворным. Прогрессивные педагогические идеи, рождённые и опробованные здесь, получили отражение в книге «Кружки учащихся», статье «Первые ласточки», сборнике статей под редакцией Рыбниковой «На распутьи», вышедших в 1917 и 1918.
В 1918 Мария Александровна перешла на работу в Малаховскую среднюю опытно-показательную школу в Московской губернии. В 1921 вышла в свет её первая книга «Изучение родного языка», в которой были даны упражнения и задачи по русскому языку, комментарии. Затем с 1923 по 1928 она трудилась в Московском педагогическом техникуме Профинтерна. Одновременно с 1924 по 1931 преподавала на педагогическом факультете 2-го МГУ (бывшие Московские высшие женские курсы). С 1928 по 1930 она работала в индустриально-педагогическом институте имени К. Либкнехта.
Она успевала всё: преподавала, собирала фольклор, занималась научной работой, организацией музеев и выставок, проводила семинары. Она разработала методологию преподавания литературы в школе, написала серию литературоведческих работ: «К вопросам композиции: Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин, А. П. Чехов, И. С. Тургенев», «А. С. Пушкин как защитник простоты и народности в языке», «Особенности поэтической речи», «Классики в детском чтении в прошлом и настоящем» etc. Продолжая изучать устное народное творчество, она написала статью «Фольклор и методы его изучения в школе», в 1932 издала сборник «Загадки», подготовила к изданию другой сборник – «Русские пословицы и поговорки», который увидел свет лишь в 1961, спустя время после смерти автора (его выпустило издательство Академии наук СССР).
Многолетний опыт педагога М. А. Рыбниковой отразился в её труде «Очерки по методике литературного чтения», который был опубликован в 1941 и выдержал несколько изданий.
В годы Великой Отечественной войны Мария Александровна эвакуировалась в Свердловск, где продолжила педагогическую деятельность в Свердловском педагогическом институте – читала курсы по методике, стилистике, устной народной поэзии.
Она скоропостижно скончалась 3 июня 1942. Похоронена в Екатеринбурге (в 1924–1991 Свердловск).
В 1958 увидел свет сборник публикаций Рыбниковой «Избранные труды». К 100-летию со дня рождения Марии Александровны в издательстве «Педагогика» вышло ещё одно издание её «Избранных трудов» (1985, составитель И. Е. Каплан). Сборник состоит из трёх разделов. Первый посвящён вопросам преподавания литературы, второй и третий – языку и поэтике художественных произведений.
Автор Татьяна Самусёва
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев