12.1901-31.03.1983; 81 год).
Советский цирковой артист, клоун, актер. Заслуженный артист РСФСР (1939). Народный артист РСФСР (1958). Народный артист СССР (1969). Герой Социалистического Труда (1979).
С ранних лет отлично рисовал. В 1914 году поступил в художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха).
Его юность пришлась на Гражданскую войну. Чтобы выжить, он подрабатывал в кинотеатре рисованием афиш. Позже весь реквизит в цирке для своих выступлений всегда делал сам.
В 1922 году переехал в Старицу (ныне Тверская область), где устроился писать плакаты для городского театра.
В 1925 году, будучи с театром на гастролях, остался в Твери и работал оформителем плакатов. В этом же году переехал в Москву, где устроился художником-плакатистом в кинотеатр «Экран жизни» и рисовал афиши для кинофильмов.
В 1926 году, увидев рядом с собой актёров эпохи немого кино М. Пикфорд и Д. Фэрбенкса-старшего, решил стать артистом. Поступил на курсы сценического движения, после чего - на Курсы циркового искусства (ныне - Государственное училище циркового и эстрадного искусства) в класс акробатов-эксцентриков, который вёл будущий главный режиссёр Цирка на Цветном бульваре М. С. Местечкин. Курсы окончил в 1930 году.
Далее работал в цирках Смоленска, Казани, Сталинграда (ныне Волгоград).
С 1928 года стал появляться на публике в клоунском образе Чарли Чаплина. Но в 1932 году решил отказаться от этого образа.
В 1934-1935 годах в Ленинградском цирке создал новый образ, взяв псевдоним французского художника-карикатуриста Каран д'Аша.
Герой Карандаша - взрослый человек, сохранивший непосредственность и жизнерадостность ребёнка. Это помогало созданию комических ситуаций, делало убедительными трюки, исполняемые артистом. Одновременно вырабатывал свой сценический образ, подбирая манеру выступления, костюм.
Карандаш постоянно участвовал в номерах акробатов, гимнастов, жонглёров, дрессировщиков.
С 1936 года переведён в Московский цирк (ныне Московский цирк Никулина на Цветном бульваре). Публика столицы с интересом приняла нового артиста.
В 1938 году дебютировал в кино, сыграв в фильмах «Новая Москва» и «Весёлые артисты». В 1939-м на экраны вышли картины с его участием «Девушка с характером» и «Высокая награда».
Во второй половине 1930-х решил добавить в свой сценический образ собаку - маленького скотч-терьера по кличке Клякса. Так началась карьера Карандаша как клоуна.
За всю жизнь у него было тринадцать Клякс. Первую принесла в коммуналку, где жил Карандаш, чья-то домработница - ее хозяина репрессировали, и собачонку деть было некуда.
Во время войны, отправляясь из Москвы в эвакуацию в Омск, где его уже ждала жена, он прибежал на вокзал с чемоданчиком и своим скотч-терьером. Поезд был набит битком. Взять с собой собаку ему запретили, так как людям места не хватало. И Карандаш решил идти из Москвы в Омск с собакой пешком. Он добирался три месяца, хотя дело было зимой. Обморозил руки и ноги. Время от времени его подвозили и подкармливали, так как продовольственных карточек у Михаила Николаевича не было.
В 1942 году создал специальную артистическую бригаду, выезжавшую на фронты Великой Отечественной войны.
С 1946 часто возглавлял клоунские группы. В 1940-1950 годы стал привлекать в свои выступления помощников-учеников. Одними из таких были Ю. В. Никулин и М. И. Шуйдин. Популярность клоуна была такова, что одними своими выступлениями он мог «спасти» любой цирк в финансовом плане - аншлаг был гарантирован. К своей профессии относился очень добросовестно и тщательно. Требовал безукоризненной точности в работе от своих помощников, осветителей, униформистов.
В Советском Союзе популярность Карандаша была невероятной. Как вспоминал Юрий Никулин, билеты на представления легендарного клоуна раскупали молниеносно, а толпы желающих, любым способом старавшихся попасть на его выступление, порою сдерживала конная милиция.
Неоднократно гастролировал за рубежом.
О «политических» шутках знаменитого клоуна тоже ходили легенды. Например, во времена брежневского «застоя» выходил на манеж с огромной «авоськой», битком набитой всякими дефицитными деликатесами: банками с икрой, батонами сырокопчёной колбасы, ананасами и прочим (всё это было, конечно, муляжами). Выходил и молчал. И весь зал тоже молчал - ждал, что скажет Карандаш. Тогда клоун громко говорил: «Я молчу потому, что у меня всё есть. А вы почему?!».
Продолжал сниматься в кино, играя комедийные роли, как правило - самого себя. Среди его работ в кино - фильмы «Иван Никулин - русский матрос», «Карандаш на льду», «Самоуверенный Карандаш», «Парад-алле», «Две улыбки».
"У каждого вида искусства свой путь к истине, а у каждого художника свой путь познания истины. Я выбрал смешной путь", - говорил Карандаш.
Всего проработал в цирке 55 лет и в последний раз вышел на манеж за две недели до своей смерти.
За десять дней до смерти он еще работал. Возвращаясь с гастролей домой, сильно простудился в поезде. Началась пневмония. Но к врачам не обращался. Но сам с воспалением легких организм не справился.
Образ Карандаша неоднократно использовался в советской мультипликации: «Киноцирк» (Союзмультфильм, 1942), «Карандаш и Клякса - весёлые охотники» (Союзмультфильм, 1954), «Девочка в цирке» (Союзмультфильм, 1950).
Любил снимать на кинокамеру, которую купил за рубежом в одной из первых гастрольных поездок. Своим хобби считал рыбалку.
Умер 31 марта 1983 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище (участок № 10).
Жена - Тамара Семёновна Румянцева. Хотя рост артиста был всего 142 сантиметра, однако никаких комплексов он при этом не испытывал. Его супруга Тамара Семёновна была намного выше его и младше на двадцать лет. Когда они познакомились, она только закончила школу. Девушкой была очень красивой, и родители ее без восторга приняли выбор дочери. Но в результате Тамара Семеновна стала не только его женой, но и коллегой - была негласным руководителем коллектива. Именно с ее легкой руки скотч-терьер, с которым выступал Карандаш, получил кличку Клякса. Увидев черный комочек на красном манеже, она воскликнула: «Ну прямо клякса!».
В браке в 1938 году родилась дочь Наталья Румянцева, искусствовед, автор книги об отце «Карандаш» (1983).
Внучка - Овенэ Гагиковна Румянцева (род. 1972), поэт и драматург.
#МихаилРумянцев #Карандаш #Клоун #Цирковойартист #Советскийцирк #Цирк #КарандашиКлякса #Карандашнальду
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев