» Хорошо-то хорошо, но, похоже, базовый навык теряет свою привлекательность. Читать сейчас умеет каждый ребенок. Умеет, но не всегда любит.
Конечно, родители переживают, ведь чтение ценно не только само по себе. Читающий ребенок, а в широком смысле – читающий человек, имеет развитую речь и фантазию, умеет концентрировать внимание, хорошо усваивает новую информацию, и вообще - «вот мы в ваши годы под одеялом с фонариком читали, а вы!»
Но упреки и противопоставления точно не сработают.
Вы же наверняка помните, что сами читали в детстве не потому что вас приучали, не потому что заставляли, а потому что было интересно. Интерес – главный двигатель. Осталось его включить.
Надо признать, что чтению сейчас приходится выдерживать серьезную конкуренцию с другими источниками получения информации и развлечения. Телевидение, интернет, развлекательные центры – все борются за внимание ребенка. И мозг – такова его природа – выбирает наиболее краткие и лёгкие пути. К тому же, новые возможности – не всегда 100%-ное зло: видеоинструкция «как сделать кораблик» нагляднее, чем книга «как сделать кораблик».
И все же, если мы хотим заинтересовать ребенка чтением, желательно, чтобы книги вошли в его жизнь пораньше, а видео – попозже. Начинать можно с самого раннего возраста. Буквально с момента, когда малыш способен лежать на животике и держать голову, показывайте ему книги с яркими картинками, читайте короткие ритмичные стихи и сказки. Важно помнить, что если в этом возрасте он удерживает внимание 1 минуту, то это не «всего минуту», а «целую минуту!»
Как только ребенок начинает тянуть к книгам руки и хочет познакомиться с ними поближе, пусть в его распоряжении появятся так называемые тактильные книжки: те, которые можно трогать, мять и даже лизать. Малыши очень любят книги с разными фактурами, где в специальных окошечках можно трогать шершавый носик собачки, пушистую гриву льва, кудрявую шерстку овечки.
Для детей в возрасте около года современные психологи придумали специальные пальчиковые книжки. В них посреди страниц проделана дырочка и вшит напальчник с глазками, ушками и хвостом. Он изображает главного героя – мышонка/котенка/щенка. Родители могут читать историю и одновременно «оживлять» героя. Получается книга с театральным эффектом.
Чуть позже можно предложить ребенку книги с паззлами. В них отдельные элементы иллюстраций разбираются на части – конечно же, ребенку захочется их собрать.
Отдельного внимания заслуживают виммельбухи – книжки со множеством рисунков, но без текста. Слово так и переводится с немецкого – «кишащая, мельтешащая книга». Виммельбухи, как никакие другие книги, стимулируют речь. Потому что побуждают всматриваться в картинки, задавать вопросы и искать ответы. Это книжка-находилка. Куда едет эта машина? Кто идет по дорожке? Почему плачет малыш? Зачем мальчик залез на дерево? Кто потерял сумочку? На основе одной страницы в виммельбухе можно придумать множество историй.
С момента появления детской литературы книги для детей преследовали воспитательные цели. Но если лет 50-80 назад воспитывали через страх («маленькие дети, ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять») и чувство вины («зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка»), современная литература больше пытается понять чувства ребенка и показать ему, что в своих проблемах и страхах, которые взрослым часто кажутся смешными, он не одинок. Например, книга Барбару Линдген и Эва Эриксен «Макс и горшок» рассказывает именно о том, как Макс не хочет ходить на горшок. Макс проходит все стадии: не понимает, для чего нужен горшок, отрицает горшок, надевает горшок на голову, соглашает сесть на горшок и наконец – пользуется горшком по назначению.
Современные родители уже оценили серию книг Анны Казалис про мышонка Тима. «Мышонок Тим капризничает», «Мышонок Тим боится идти к врачу», «Мышонок Тим не хочет чистить зубы», «Мышонок Тим едет к бабушке»- в каждой из этих историй малыш узнает себя. Конечно, он будет всей душой переживать за Тима. А поступки родителей Тима помогут и вам найти верную линию в сложных ситуациях.
#смоленскийтрикотаж #маминкласс #продетей #длямам
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев