Сегодня Православная Церковь молитвенно чтит память Святого Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. Вместе со своим братом Мефодием Он создал славянский Алфавит, перевел с греческого языка Евангелие и необходимые для Богослужения книги и в Моравии впервые стал совершать Божественные Службы на славянском языке, распространив Свет Христовой Истины и на наши пределы.
Святому Константину было всего 42 года, когда Он, приняв Схиму с именем Кирилл, через пятьдесят дней почил о Господе в Риме. Как Он мог успеть за столь краткий срок стать Равноапостольным Учителем, обратившим ко Христу целые народы? Ведь, как еще древние греки говорили, «знание бесконечно, а жизнь коротка». Когда успел получить столь глубокие Познания, что вышел победителем из многих диспутов и с иконоборцами в Византии, и с иудеями в Хазарии, и с немецкими епископами в Европе, заложил Основы Мощной Славянской Культуры и почил как Благодетель целой цивилизации? Поистине, Он, «скончався вмале, исполнил лета долга».
Мудрость человека исчисляется не годами, и честная старость определяется не сединами, но Непорочным Житием, по слову Премудрого Соломона. Святой Кирилл возлюбил Бога и в основание всей своей Жизни положил следование Его Святой Воле, «от пелен прилежно Премудрость сестру себе сотворив», как поется в Его тропаре. И Христос, Премудрость Божия, направил Его природные таланты на общее Благо.
С четырнадцати лет Константин обучался при дворе вместе с сыном императора, изучил науки того времени, различные языки и в совершенстве познал философию, так что Его даже называли Константином-философом, т.е. любящим Мудрость. Но Он рано постиг и суетность человеческой философии, пленившись философией Христовой. В первый раз, когда Он оставил престижную должность библиотекаря при Святой Софии и удалился в Монастырь на Черном море, Его вернули, но затем Он все же уходит к своему брату Мефодию на гору Олимп подвизаться простым Монахом. Преподобный уходит от Мира, ища одного Бога и Его Премудрости, но Господь выводит Его на Служение и все дает для того, чтобы это Служение было успешным.
Конечно, Святой Кирилл был наделен от Бога многими талантами, которые Он умножал трудолюбием в приобретении знаний. Но знание было для Него не целью, не Благом самим по себе, а инструментом, средством Служения Богу и людям.
Некоторые стремятся к знанию, как к чему-то вожделенному, потому что это дает уважение, статус в обществе. Мы читаем в Евангелии, как Господь обличает книжников, которые любят, чтобы их называли учителями, почитали и сажали на первое место, но это приносит им лишь большее осуждение. Созидает Любовь, знание же, как известно, надмевает.
А в Апостольском чтении Святой Павел говорит о том, что Христиане в последнее время будут самолюбивы, горды, неблагодарны, напыщенны, больше сластолюбивы, чем Боголюбивы, имеющие вид Благочестия, а силы его отрекшиеся. Вот такие люди, изображая из себя подвижников и мудрых учителей, «вкрадываются в дома и обольщают женщин, утопающих во грехах… всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2 Тим. 3, 6-7).
Действительно, человек, возлюбивший Мир и не желающий расстаться с пороком, никогда не научится Истине, потому что он будет только спрашивать и переспрашивать, но не поступать по правде. Такой лукавый совопросник может подвергать все сомнению, прикрываясь наукой, но на самом деле он просто не хочет принять Откровение Божие. Ему нужна другая Истина, другое Евангелие, то, которое бы льстило его страстям, «чесало» бы его слух, не требуя что-то менять в Жизни.
Но нам, как и Святому Кириллу, Господь дал Откровение Божие во всей полноте. Он явил нам Саму Истину, которую не нужно уже искать, а лишь усвоить, но усвоить не умом, не прилежными занятиями, а всем своим существом, Жизнью по Заповедям. Надо жить этой Истиной, как жил Ей Святой Кирилл и столькие Подвижники Божии, воспринять Ее Сердцем. Если мы не будем создавать лишь видимость Благочестия, а позаботимся о внутреннем содержании и чистоте ума и Сердца, тогда Сила Благодати преобразит не только нашего внутреннего человека, но и внешнее, и окружающих. А если мы хотя бы одного человека своим во Христе Житием направим на Путь Истины, то уже спасем свою Душу и получим разрешение множества грехов. И как вдовица принесла в жертву на Храм свои последние медные монеты, которые были угоднее Богу, чем золото богатых, потому что это было все, что она имела, так и мы принесем Христу две лепты — Ум и Сердце, Преображенные Благодатью. Это будет наша пусть скромная, но самая Ценная пред Богом Жертва, посильный вклад в созидание Вечного Храма Божия — Царствия Небесного.
Комментарии 1