Одними из самых используемых псалмов являются 50-й и 90-й. Они довольно часто звучат в богослужениях и келейных (домашних) молитвах. Девяностый псалом издревле считался молитвой воинов и вообще молитвой о сохранении жизни на поле брани или в любой другой опасной ситуации. Тому подтверждение и то, что этот псалом употребляется в шестом часе, посвященном Распятию Христовому. Словно сам Господь наш Иисус Христос читает Его во время Своего распятия, уповая и веря, что Его человеческая природа будет спасена. Конечно же, и мы должны уподобляться Спасителю.
История написания данного псалма следующая… Так, например, блаженный Феодорит отмечает, что святой пророк и царь Давид написал его, прозирая пророческим духовным видением, как спустя несколько столетий его потомок царь Езекия истребит войско врагов-ассирийцев. Другие толкователи говорят, что псалом был написан Давидом по избавлению народа от трехдневной моровой язвы. Как бы то ни было, но сотни поколений христиан испытали на себе этот псалом как очень эффективное оружие против демонов. В Псалтири 90-й псалом надписан как «Хвала песни Давидовы», или хвалебная песнь. Фактически это благодарственное песнопение, которое боговдохновенно рисует перед человеком картину того, что Господь верных своих оберегает и защищает от всякого зла.
Проанализируем псалом с Божьей помощью. Он начинается фактически с непреложного закона «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: “прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!ˮ» То есть мы видим, что главный закон – это вера в Бога и исполнение Его святых заповедей. Верующий православный человек и есть «живущим под кровом Всевышнего». Вера – обязательное условие для спасения. Человек, который поверит в Бога и попытается руководствоваться жизнью, учрежденной Им на земле Церкви, вступает под кров Всевышнего, Который, как птица своего птенца, будет с любовью оберегать его от всяких зол. Многие из них перечислены в псалме. Остановимся, на наш взгляд, на самых непонятных. Стрела, летящая в ночи – образ имеет и буквальный смысл, и символический, то есть блуд, прелюбодейство, демон страсти, которая часто совершается ночью. Срящ – с церковнославянского языка встреча, нечаянный грех, совершенный невольно; неожиданная плохая встреча или бедствие. Демон полуденный – это символ полуденного расслабляющего сна, лености, многоспания, чревоугодия, расслабления. Аспиды и василиски – виды змей, лев и змий – диавол. Все это вместе – нечистая сила. Но и в буквальном смысле тоже имеется в виду и змей, и львы, и прочие опасные животные. Венчается же, завершается псалом тем, что Господь явит верным Своим спасение. В этих словах, конечно же, есть пророческое упоминание о Спасителе Господе нашем Иисусе Христе.
С древних времен на Руси практиковалась традиция носить пояски или вшивать в одежду воинам бумажечки с текстом девяностого псалма.
Конечно же, нужно иметь воинам при себе текст девяностого псалма, можно носить пояс с его стихами. Это обязательно поможет. Но очень важно, чтобы человек сам молился. Каждый из нас, живущих на земле людей, должен качественно менять себя и свою жизнь, чтобы приблизиться к Богу и отыскать путь в Царствие Небесное. И если человек будет иметь решимость поменять свою жизнь, искреннюю веру, то он обязательно станет тем «живущим под покровом Всевышнего» и Господь исполнит его и долготою дней, и явит Ему спасение Свое.
Иерей Андрей Чиженко
Нет комментариев