В это время года мы видим наших соседей празднующих западное Рождество и многие из нас, возможно, думают: почему же и мы не можем праздновать Рождество Христово в один день с ними? Сегодняшнее воскресенье дает нам на это ответ...
Как бы предвидя возникновение такого вопроса, святая Православная Церковь начинает приготовлять к великому дню Рождества Христова посредством рождественского поста. По мере того, как мы приближаемся к этому дню, Церковь особым образом отмечает последние два воскресенья перед Рождеством и подчеркивает их значение названиями несколько иными от обычных воскресных дней. За две недели до Рождества мы отмечаем Неделю (т.е. воскресенье) Святых Праотцев. Воскресенье непосредственно перед Рождеством называется Неделей Святых Отцов.
Чем отличались Святые Праотцы и кто они были такие? Слово «праотцы» именно то и означает: наши прародители. Самые дальние наши предки были Адам и Ева, а за ними следовали библейские патриархи Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, которые упоминаются в Библии. Что было в них особенного? Адам и Ева были первыми людьми которые согрешили, но они же были и первые которые покаялись. За свои грехи они каялись всю свою жизнь.
Общим знаменателем всех Праотцев была их вера в истинного Бога, Творца этого мира и всего видимого и невидимого, как мы поем в Символе Веры за каждой Божественной литургией.
Святые Праотцы очень строго и верно придерживались всех законов, которые Бог им посылал: они никогда не компрометировали свою веру из-за окружающих обстоятельств. Они твердо верили, что правда была правдой, а кривда – кривдой, вне зависимости от того, что делало и думало большинство других людей. Иными словами, святые Праотцы не следовали человеческому учению о «политической корректности»! Не всегда это было им легко, но они никогда не поступались своей верой.
Христианство всегда было и всегда будет борьбой. Моральные и духовные ценности никогда не меняются. Добро всегда остается добром, а зло всегда остается злом. Люди часто забывают или не обращают внимания на то, что Бог находится вне времени. Время существует только для смертных существ и когда-то закончится, а Божьи законы – вневременные и поэтому вечно ценные.
В святом Евангелии Господь Иисус Христос говорит: «Не мир принес Я на землю, а меч» (Мф.10:34). Меч является символом борьбы – преимущественно борьбы духовной. Мы должны бороться всю свою жизнь, и самая трудная борьба – это внутри нас самих. Но прежде чем начинать бороться, мы должны знать – на правильном ли мы находимся пути? Поэтому мы не должны слепо следовать тому, что делает большинство окружающего нас общества. В древние времена великий греческий философ Сократ говорил: « Большинство никогда не право». Все революции были основаны на этом принципе – как управлять и руководить большинством.
И вот Святые Праотцы показали нам много светлых примеров того, как нам быть и как думать: во-первых, что Господь Бог должен быть для нас весьма реален, а не абстрактен, и во-вторых, что в свете этого нам нужно проверять и окружающее нас общество. Таким образом мы сможем увидеть, насколько западное христианство утратило свою сосредоточенность на Боге и жизнь в Боге. Западные христиане, к сожалению, утратили истинное понимание Бога. Образ Бога в западном христианстве изменился от плохого к худшему и является весьма далеким от истины. Подумать только: что в окружающей среде имеет вечную ценность в наши дни? Кругом лишь одна духовная пустота или искажение всего божественного.
Человеческое мировоззрение во времена Праотцев в общей сложности не на много отличалось от наших дней, но они сами твердо держались своей веры и не компрометировали эту веру только потому, что большинство думало иначе. Они держались веры и за это благодать Божия укрепляла их.
Подумаем об этом, дорогие братья и сестры, и постараемся последовать примеру святых Праотцев, т.к. мы сейчас находимся в схожем положении. Мы можем уважать верования наших соседей, но мы не должны поступаться нашей собственной верой. Наша православная вера имеет лучшие образцы и глубокие корни в наших Праотцах, чью память мы сегодня светло празднуем. Аминь.
протоиерей Игорь Гребинка
* * *
Неделя святых праотец: факты
1. Воскресенье, находящееся перед воскресеньем перед Рождеством Христовым, называется Неделей святых праотцев.
2. Празднование не этого воскресенья, а следующего за ним, находящегося непосредственно перед Рождеством, установлено раньше, чем Неделя праотцев.
3. Вообще, многие важнейшие праздники имеют сопровождающее их воскресенье до или после самого праздника. Это и понятно: воскресенье — обычный день собрания христиан на богослужение, и в такой день можно дочитать те библейские тексты, которые относятся к празднику, но не вошли в его службу; почтить связанных с праздником лиц и так далее.
4. Причина установления перед Рождеством Христовым не одной, а сразу двух предварительных воскресных памятей (при том, что есть и воскресная память после Рождества) — то есть не только Недели отцев, но и Недели праотцев перед нею, — не только в величии праздника Рождества. Причина еще и в том, что в более древней службе Недели отцев основной акцент стоит на прославлении избранных святых Ветхого Завета: во-первых, Авраама, Исаака и Иакова; во-вторых, пророка Даниила и Вавилонских трех отроков.
5. Акцент на избранных святых в Неделю отцев заставляет восполнить ее дополнительным воспоминанием всех вообще ветхозаветных святых. Этому и посвящена Неделя праотцев.
6. Существует еще одна Неделя, посвященная ветхозаветным святым: это первое воскресенье Великого поста. В то воскресенье Церковь вспоминает событие Торжества Православия, но не только: половина службы там посвящена более древнему, чем это событие, празднованию — памяти всех святых пророков.
7. Название недели праотцев не связано с большей древностью "праотцев" по сравнению с "отцами" или вообще с каким-то существенным различием между теми и другими. Название имеет чисто техническое происхождение: в древних богослужебных книгах Неделя отцев называлась Κυριακὴ πρὸ τῆς Χριστοῦ Γεννήσεως, τῶν ἁγίων πατέρων, "Воскресенье перед Рождеством Христовым, святых отцев", а Неделя праотцев — Κυριακὴ πρὸ τῶν ἁγίων πατέρων, "Воскресенье перед [воскресеньем] святых отцев". Со временем название "Неделя перед (πρὸ) [неделей] отцев" просто механически превратилось в "Неделю пра-отцев" (προ-πατέρων)".
Неделя святых праотец: песнопения
Просто перечислю состав песнопений службы праотцев из стандартных изданий Минеи:
1. На «Господи воззвах»: четыре стихиры. Первая посвящена Деве Марии. Вторая упоминает Вавилонских отроков, пророка Даниила, патриархов Авраама, Исака и Иакова. Третья и четвертая — Вавилонских отроков и пророка Даниила.
2. Стихиры завершаются особенно важной, славником. В нем названы по имени Авраам, Исаак и Иаков, двенадцать сыновей Иакова, царь Давид, "пророк желаний" (мы еще вернемся к этому титулу) Даниил и Вавилонские отроки.
3. Славник на литии (которую в большинстве храмов служить не будут): пророки Ветхого Завета в целом.
4. Славник на стиховне: целый ряд имен, от праотца Адама вплоть до св. Иоанна Предтечи.
5. Тропарь посвящен праотцам: всем святым Ветхого Завета.
6. Седален по полиелее перечисляет те же имена, что и в славнике на «Господи, воззвах», добавлено только имя Иисуса (Навина).
7. Каноны утрене. Устав предписывает петь на утрене Недели праотцев три канона: А) воскресный, по гласу; Б) Вавилонским отрокам; В) праотцам. Канон В — очень широкий по охвату и перечисляет множество имен святых и праведников Ветхого Завета. Среди них упоминаются и Вавилонские отроки с пророком Даниилом (в 7, 8 и 9 песнях). Но почему последним посвящен еще и собственный отдельный канон Б?
8. Ипакои по 3-й песни канона описывает явление ангела, с одной стороны, Вавилонским отрокам, с другой — Женам-мироносицам.
9. Кондак с икосом — о Вавилонских отроках.
10. Светилен: по сути, все его содержание сводится к перечислению двух десятков имен из Ветхого Завета. Помимо имен и союза "и", единственное слово в светильне: "восхвалим".
11. Стихиры на хвалитех: три стихиры, первая посвящена всем праотцам в целом, вторая — Вавилонским отрокам, третья — пророку Даниилу.
12. Славник на хвалитех рассказывает об Аврааме и его семействе, потомках патриарха Иуды, Вавилонских отроках и пророке Данииле, завершаясь изречением пророка Исаии: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына — Эммануила, Иже есть С нами Бог".
Заметен избыток упоминаний пророка Даниила и Вавилонских отроков по сравнению с другими ветхозаветными святыми; с учетом того, что о них же немало будет сказано в службе Недели отцев, а также того, что и сама память пророка Даниила и Вавилонских отроков установлена примерно на эти же дни года и также отличается выдающейся гимнографией, этот избыток делается совершенно очевидным.
Почему же в православной богослужебной традиции сделан столь сильный акцент на Книге пророка Даниила (история о Вавилонских отроках — оттуда же) в предрождественский период?
Во-первых, пророк Даниил предсказал явление Сына человеческого. Сам этот титул, столь часто упоминаемый в Евангелии, отсылает к стиху: «С облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Дан7.13). Далее там же пророк говорит и о том, что Сын человеческий станет царем всего человечества, то есть однозначно говорит о Его мессианстве. Поэтому эти пророчества и вспоминаются до празднования явления миру Царя-Христа.
Не зря Даниил получает от архангела Гавриила уникальный эпитет: муж желаний (Дан9.23). В славянском и, далее, русском переводе Библии этот эпитет соответствует греческому переводу Септуагинты: ἀνὴρ ἐπιθυμιῶν. В еврейском оригинале слова "муж" здесь нет, а существительное, хотя и переводится буквально «желания», по смыслу означает «красоту», «ценность» и «любовь». Иными словами, Даниил особенно любим Богом и очень ценен для Него, как предвестник важнейшего деяния Бога в истории человечества — Боговоплощения.
Во-вторых, пророк Даниил предсказал и само время пришествия в мир Мессии (пророчество о седминах: Дан9).
В-третьих, в рассказе о Вавилонских отроках в горящей печи отцы Церкви всегда усматривали указания на важнейшие истины христианского Откровения: чудо Боговоплощения, не опалившее человеческую природу; снисшествие к людям Сына Божия (подобно ангелу к отрокам); Воскресение Христово; Церковь как единство верующих, единодушно молящихся и воспевающих Бога; догмат о Самой Пресвятой Троице, изображаемый тройным числом отроков.
Наконец, Книга пророка Даниила является и наиболее апокалиптической из всех ветхозаветных книг. Именно в ней говорится о "мерзости запустения", указывающей на приближение конца света; образы из пророчеств Даниила встречаются в новозаветной Книге Откровения; само учение Господа Иисуса Христа о конце времен — так называемый малый евангельский апокалипсис — содержит прямые отсылки к Книге Даниила.
В системе церковных праздников есть своя особая память конца света — Неделя о Страшном Суде. Эта память совершается в преддверии Великого поста. Сейчас же, в преддверии последнего, наиболее строгого, периода Рождественского поста Церковь также напоминает нам об этих устрашающих образах.
Священник Михаил Желтов
Источник: Телеграм-канал "Индиктион"
Комментарии 1