Родился в 1740 году. Его отец, крестьянин Игнатий, жил в в слободе Осиновской Старобельского уезда Харьковской губернии, в приходе Николаевской церкви села Закаменки (ныне посёлок Новопсков Луганской области), и промышлял ткачеством. Дмитрий также выучился ремеслу отца, женился, и остался жить на том же месте.
Несмотря на преклонный возраст, Игнатий вел нетрезвый образ жизни, нередко проматывал общий с сыном заработок, что часто служило поводом к взаимным ссорам. Однажды, вернувшись усталым домой с полевых работ, Димитрий застал своего отца нетрезвым. Имея буйный нрав, Игнатий начал донимать сына, что и послужило началом ссоры. Разгневавшись, Димитрий рукой ударил отца. Тут же опомнившись, он выскочил из дома. С этого момента его душой овладела сильная скорбь о содеянном.
Дождавшись воскресного богослужения, Димитрий поспешил в храм. После службы он рассказал приходскому священнику о своей скорби. Тот посоветовал испросить прощение у родителя и изгладить свой грех постом. Возвратившись домой, он пал в ноги отцу и, обливаясь слезами, каялся и просил прощения. Протрезвевший Игнатий охотно простил сына. Но ни пост, ни покаяние не вернуло Димитрию душевную тишину. Он становился все задумчивей, все меньше общался с роднёй. Проводя ночи без сна, в скором времени он стал похож на тень. Родственники решили, что на него "навели порчу". Испробовав разные методы народной медицины и не получив результатов, они оставили Димитрия в покое.
Вскоре умер отец, недолго прожила и жена Димитрия. Оставшись жить с дочерью, он был полностью предоставлен себе. Свободное время посвятил слёзной молитве и раскаянию в своем грехе.
Однажды весной пошёл в Киево-Печерскую Лавру, чтобы у святынь и киевских старцев найти покой своей измученной душе. Придя в Лавру, объятый благоговейным ужасом, Димитрий застыл у порога Великой Успенской церкви. Сокрушаясь о своем грехе, в глубине души он думал, что Ангел Божий, стоящий на страже храма, не допустит в него столь великого грешника. Долго он стоял погруженный в свои мысли не решаясь переступить порог храма, пока не почувствовал на плече чью-то руку и, оглянувшись, увидел слепого схимника - прозорливца Вассиана. Взяв Димитрия за руку, старец сказал ему: "Разве ты не знаешь, что Христос за грешников умер?!" и ввёл его в храм. Пораженный красотой храма и лаврского пения, Димитрий погрузился в слёзную молитву. На следующий день он исповедовался иеромонаху-духовнику, который, выслушав исповедь, объяснил всю тяжесть поступка Димитрия, наложил на него епитимию и благословил причаститься святых Христовых Таин. Приняв Святое Причастие, Димитрий, наконец, получил долгожданный душевный мир. Помолившись в лавре и поклонившись мощам святых, он возвратился домой.
Вернувшись из Киева, продолжил обычный ход своей жизни, трудясь и посещая богослужение. Так прошли многие годы.
Однажды, находясь на службе в церкви, Димитрий услышал за чтением Евангелия слова: "Аще десная твоя рука соблазняет тя, усецы ю, и верзи от себе" (Мф. 5, 30). Эти слова разожгли в его душе старую скорбь. В своей простоте он решил отсечь себе правую руку, которой согрешил против отца. Одним ранним утром, приготовив топор, он ударил себя и перерубил кость ниже локтя, хотя и не отсёк руки полностью. Истекая кровью, он возвратился в дом и много дней пролежал в горячке. Как засвидетельствовал сам старец Димирий, во время забытья, в горячке, ему было видение. После увиденного он в корне изменил образ жизни.
Димитрий продал своё имущество, раздав часть нищим, а часть оставив своей дочери. Когда он оставил родительский дом, ему было 42 года. Вначале он отправился в паломничество на год, поклоняясь святыням и беседуя с духовными людьми: священниками, монахами, старцами. По возвращении в свое село, поселился на правом крутом берегу реки Айдар, в полуверсте от села Закаменки и слободы Осиновой, в уступах глинистой горы. Здесь он выкопал землянку и поселился в ней для совершения подвигов поста и молитвы. Пустынная местность находилась на горной возвышенности, от которой он получил впоследствии прозвище - Горский. Здесь, в келейном безмолвии, он продолжал свой молитвенный подвиг. Ночь проводя за чтением Псалтири, днём он трудится на небольшом огороде, устроенном возле его келии. Со временем рука его срослась, но сильная травма навсегда лишила его возможности нею пользоваться. Во время работы Иисусова молитва не покидала его уст. Келия его была проста в своем убранстве: в святом углу, перед иконами Пресвятой Богородицы и святителя Димитрия Ростовского, постоянно теплилась лампада и горели свечи; ложе его было из хвороста, никогда ничем не застилалось; у изголовья вместо подушки лежал камень. Зимой, поверх легкой одежды, он носил длинную суконную свитку.
Подвижник вел очень строгую и постническую жизнь. Обыкновенно его едой были овощи с огорода и сухари, приносимые односельчанами. Со временем, возле горы забил источник, который местные жители называли Димитровским и считали его целебным.
Изображений Димитрия Горского не сохранилось, но дошло его описание: высокий ростом, сухой и тонкий телом, до старости имел он прямой стан; продолговатое его лицо обрамляли белоснежные волосы и борода, доходившая до пояса; приятная улыбка оживляла его добрый и приветливый лик, носивший отпечаток постоянной грусти; глаза его были серого цвета быстрые и проницательные.
Уйдя от мира, старец не покинул храм Божий. Он постоянно посещал все богослужения в Никольском храме села Закаменки. По воспоминаниям современников, идя в церковь, хранил строгое молчание, никогда не отвечал на вопросы встречавшихся односельчан. В храме всегда становился в самом укромном месте, и на каждой литургии исповедовался и причащался святых Христовых Таин. После богослужения, взяв просфору, удалялся в свою пустынь.
Молва о подвижнике скоро облетела все окрестности, и к пещерке Димитрия потянулся народ. Сначала он принимал посетителей неохотно, но потом, по совету духовника, решил не отказывать людям, приходящим к нему за помощью. Со временем, ме́ста перед келией старца стало не хватать для всех желающих послушать его. Поэтому Димитрий для удобства слушающих, и чтобы не нарушать тишину своей пустынной келии, для общения с приходящими избрал удобное место вершине горы, куда поднимался из пещерки по утрам и вечерам. Сидя на лежавшем там диком камне, он выслушивал своих посетителей и давал советы духовной мудрости.
Советы старца были просты и незамысловаты, но исполнены житейской мудрости и христианской добродетели. Он учил, что нужно с усердием посещать храм Божий, чтить воскресение и праздничные дни, не сквернословить, воздерживаться от пьянства и нечистоты, быть милосердным к нищим и непамятозлобным к врагам. Но чаще всего наставлял родителей, чтобы они не раздражали своих детей несправедливостью, а детей - уважать и слушаться во всем родителей. Как на живой пример подобного преступления подвижник указывал на самого себя, рассказывая печальную историю своего проступка против отца, показывая при этом свою усохшую руку. Горько плача Димитрий упрашивал приходящих не подражать его преступлению; взаимно плакали и его слушатели, внимая его наставлениям. Для простых крестьян праведный Димитрий явил себя доблестным исполнителем заповедей Христовых, обличителем тех беззаконий, которые творились в деревнях, правилом веры и образом кротости, наставником истинного благочестия.
Простой народ нёс к келье старца сухари или хлеб, кто сорочку, а кто масло и свечи. Все это с любовью принимал подвижник и бо́льшую часть приносимого раздавал нуждающимся, себе же оставлял лишь самое необходимое, да и то, что похуже. Но денег он не принимал, даже к не притрагивался к ним, помня, что из-за них произошла его размолвка с отцом. Приносившим деньги он советовал раздавать их нищим или жертвовать в Закаменскую церковь на свечи святителю Николаю, во имя которого она освящена. Не у всех принимал подвижник приношения: были случаи, когда, обличая тайное согрешение посетителя, совсем отсылал его от себя. Особой любовью старца пользовались дети: он всегда был добр к ним, старался чем-то угостить и наставлял христианским истинам.
Несмотря на постоянный пост, молитвенные бдения и подвиги пустынножительства, праведный Димитрий дожил до глубокой старости, проведя в затворе 46 лет. На закате земной жизни стал редко выходить к посетителям, предаваясь молитвенному безмолвию. Незадолго до преставления подвижник заболел. Предчувствуя близость кончины, Димитрий пожелал причаститься. Священник Закаменской церкви принял его предсмертную исповедь и напутствовал его святыми Христовыми Тайнами. Вскоре, в присутствии одного лишь тайного своего друга, Петра Назарцева, святой предал дух свой в руки Богу, в ночь на 15 декабря 1828 года, на 89 году жизни.
Мощи и почитание
Весть о смерти подвижника разлетелась быстро. Много людей собралось чтобы оплакать своего доброго наставника и советника. По завещанию старца, его похоронили возле келии. Со временем жители села стали хоронить своих близких рядом с могилой праведного Димитрия, надеясь, что по его молитвам души покойных обретут жизнь вечную.
Когда в тех краях началась холера, местные жители решили перенести святого в свое поселение, что в 1835 году и сделали, перезахоронив его мощи за алтарем Осиновской Успенской церкви. Чудом холерный мор остановился. Долгое время могилка старца была особо почитаемой православным народом. Не проходило и дня, чтобы кто-то не отслужил на ней панихиду. Со всего Слобожанского края множество паломников несли скорби и беды к местночтимому подвижнику. Старца почитали как истинного подвижника и прозорливца. Ежегодно за неделю до Рождества Христова народ соборно служил по Димитрию панихиду, а в мае - совершали крестный ход от Осиновской Успенской церкви к пещерке старца, где на его источнике освящали воду. По многочисленным просьбам жителей Старобельского уезда, Харьковской духовной консисторией были подготовлены акты о канонизации праведного Димитрия Горского для подачи в Святейший Синод.
После революции местные активисты нового порядка решили уничтожить могилу святого. Была разрушена сень, построенная благодетелями, разбита надгробная плита. Могила была вскрыта и мощи старца засыпаны известью. Затем, поверх могилы на небольшой глубине было зарыто множество мёртвых животных, чтобы вонь от них отгоняла паломников. В итоге со временем могила праведника оказалась утрачена, но память о нём неизменно хранилась в сердцах православных христиан.
10 августа 2008 года, по благословению епископа Северодонецкого Агапита, была создана комиссия по обретению честных мощей Димитрия Горского. Сняв первый слой земли, нашли множество костей животных. На третий день, 15 августа, были обретены стенки дубового гроба. Была отслужена панихида по блаженному Димитрию, и началось поднятие честных останков. Оказалось что чудесным образом известь не тронула мощи. Была проведена профессиональная экспертиза по установлению подлинности святых мощей. В ходе экспертизы было установлено: останки принадлежат мужчине возрастом 80-90 лет, который перенес травму правой руки пониже локтя, о которой свидетельствует киста, образовавшаяся на предплечье и деформация локтевого сустава, что полностью совпадает с описанием травмы старца, которую он себе нанёс.
В марте 2013 года на заседании комиссии по канонизации святых Северодонецкой епархии были подготовлены документы, подтверждающие чудотворения и благочестивую жизнь Димитрия Горского. Материалы были переданы на рассмотрение Синодальной Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви которая, по итогам заседания 26 августа того же года, передала их для рассмотрения в Синод Украинской Церкви. 19 июня 2014 года Священный Синод Украинской Православной Церкви определил благословить местное прославление его в лике святых и почитание в пределах Северодонецкой епархии, а днем памяти считать день его прославления. Прославление последовало 6 октября того же года. 23 декабря 2014 года Священный Синод УПЦ принял решение о внесении имени праведного Димитрия Горского в месяцеслов Украинской Православной Церкви с установлением памяти в день преставления 15/28 декабря.
Комментарии 1