Св. Феофил, епископ Антиохийский, писатель-апологет II-го века. О жизни и деятельности его сохранились только краткие, отрывочные сведения. По вере он был язычником. Судя по его сочинениям, он получил широкое философское образование того времени. Подобно многим своим современникам — Св. Иустину Философу, Татиану, Афиногору и другим, — он обрел христианство путем самостоятельного убеждения в его истинности и превосходстве над язычеством. К такому убеждению он пришел после изучения Священного Писания. Сам он так говорит об этом: "И сам я не верил воскресению, а теперь верю, после того, как внимательно размышлял; я обрел Св. Писание, Св. Пророков, которые Духом Святым прорекали о прошедшем так, как оно происходило, о настоящем так как оно происходит и о будущем в том порядке, как оно совершится. И так, когда я уверен, что происходящее ныне предсказано было: то не остаюсь более неверующим, а верю, повинуясь Богу" (Послание к Автолику. § 19).
Около 168 года Св. Феофил был возведен на антиохийскую епископскую кафедру, которую занимал 13 лет. Он много потрудился для Церкви, ограждая ее от еретиков и словом и писаниями. Скончался Св. Феофил около 180-181 гг., пережив тяжелое для христиан время императора Марка Аврелия.
Из многих сочинений Св. Феофила до нас дошло только одно, под названием: "Послание к Автолику о христианской вере." Св. Феофил защищает здесь христианство, доказывая его истинность и божественность, обличает и опровергает язычество, раскрывая ложность и несостоятельность его религии, нравственности, мифологии и философии. Автолик, к которому писано послание, был образованным язычником и не был расположен к христианам. Послание состоит из трех книг, которые были писаны по частям. "Послание о вере" — одно из лучших сочинений древности. Кроме апологетического значения, объяснения христианских таинств, оно содержит много ценных мыслей о догматах веры, о Троичности лиц Божества, о творении мира и человека, о последствиях падения человека, о значении Церкви Христовой и о воскресении мертвых.
Св. Феофил, изъясняя 6-дневное творение мира, первый из Отцов Церкви употребил самое слово Троица (Τριας): “три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы — Бога и Его Слова и Его Премудрости (т.е. Духа Святого) (Послание к Автолику, книга 11, 22; Святоот. христ. 73 стр.).
О бессмертии человека так рассуждает Св. Феофил: "Может быть кто-нибудь спросит: смертным ли сотворен человек? Нет. Что же бессмертным? И того не утверждаем. Если бы Бог сотворил человека бессмертным, то сотворил бы его богом. И опять, если бы сотворил его смертным: Сам Бог был бы виновником смерти его. Посему Бог сотворил человека — способным к тому и другому, дабы, если устремится к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповеди Божии, получить от Бога в награду бессмертие, если же уклонится к делам смерти Богу не повинуясь, — самому стать виновником своей смерти" (Посла. к Автолику, кн. 2, § 36; Ист. Уч. 71 стр. и Св. Отцов и Учителей Церкви, 58 стр.).
Нет комментариев