Душу можно сравнить
с бездонным колодцем,
где внизу – чистая, родниковая, целебная вода.
Но весь он забит хламом, мусором, грязью.
До нее и не добраться,
потому что в колодце столько мусора нашего самодовольства.
В Евангелии Господь рассказывает нам притчу о неразумном богаче,
у которого уродился богатый урожай.
И вот он стал думать,
что ему сделать, –
урожай такой огромный,
что даже в прежние житницы
не помещается.
Он решил сломать их,
построить одну большую житницу, наполнить ее богатством
и сказать себе:
”Вот, душа, у тебя есть много богатства на лета многа,
ешь, пей и веселись.”
А Господь говорит ему: ”Неразумный, в ночь сию
у тебя истяжут душу твою,
с чем ты явишься?
Кому это богатство достанется?
С чем ты предстанешь пред Богом?”
Богатство, о котором говорит Спаситель,
не столько материальное,
речь идет скорее о том духовном хламе,
которым заполнены наши души.
Душу можно сравнить
с бездонным колодцем,
где внизу – чистая, родниковая, целебная вода.
Но весь он забит хламом, мусором, грязью.
Все это гниет, отравляет воду так, что ей нельзя пользоваться.
До нее и не добраться,
потому что в колодце столько мусора нашего самодовольства.
Все, что отделяет нас от Господа – наша гордость, раздражительность, малодушие, маловерие –
это тот хлам,
который забивает чистый источник живой воды,
который Господь вложил в душу каждого человека.
Каждый человек хранит в себе образ Божий.
Это драгоценный, чистый, благодатный источник,
который должен
приносить радость тем,
кто общается с таким человеком. Но мы такие ограниченные, самодовольные богачи,
которые богаты только своими недостатками,
а всех остальных осуждаем.
Если ты носишь в себе
какую-то тьму, тогда ты не увидишь света и в других,
а будешь видеть лишь эту тьму
и будешь считать,
что все остальные такие же,
как и ты.
Это богатство обездоливает человека,
лишает его радости жизни
и, самое страшное,
лишает его наследия Царствия Небесного.
Это греховное богатство только отравляет жизнь нам
и всем окружающим.
Праздник, который мы сегодня празднуем, как раз совершенно противоположен этой притче.
Притча – это предостережение всем нам, а Пречистая Дева,
у которой колодец Ее души
никогда ничем не был замутнен, напояет всю вселенную
чистотой и милостью, благостью.
Ее родители, святые праведные Иоаким и Анна,
получили от Бога дар –
своего младенца, и они возвращают этот дар Богу,
приводят этого удивительного младенца в храм,
потому что все от Бога
и мы должны посвящать Богу.
И вот произошло таинственное чудо, Божественная Отроковица – Пречистой Богородице тогда было всего три годика – сама поднялась по ступеням Храма,
прошла весь Храм
и вошла во Святая Святых –
так нам передает Предание.
Может быть, это было аллегорией, потому что трудно себе представить, что в том Иерусалиме, который был наполнен фанатичными людьми,
иудеи могли допустить,
чтобы кто-то вошел
во Святая Святых.
Туда мог входить только один архиерей, и то один раз в году.
Что-то таинственное произошло, может быть, ангелы Божии сокрыли Пречистую Отроковицу от взоров этих фанатичных иудеев.
Может быть, имеется в виду,
что вход во Святая Святых –
это движение ее души навстречу Богу, как бы вхождение Пречистой
в таинственную Божественную жизнь,
к которой Она всегда стремилась.
Богородица нам соприродна,
она – дочь обыкновенных родителей,
праведных, но обыкновенных.
И Она, соприродная нам,
возводит человеческое естество
в глубины Богообщения.
Праздник Введения Богородицы
во храм
и есть начало нашего спасения.
С сегодняшнего дня, –
а церковный день начинается
с вечера, – уже поются рождественские ирмосы
“Христос раждается…”,
потому что с этого начинается главизна нашего спасения.
И вот этот праздник призывает нас в ту меру,
которая дана каждому из нас, стремиться к чистоте души,
к Богообщению,
к тому, чтобы приносить ту радость, которую дает Благодать Божия.
Она сообщается человеку,
который ищет ее и трудится над тем, чтобы очистить свою душу –
этот колодец – от хлама.
Дай Бог, чтобы этот праздник просиял и в наших душах, дай Бог, чтобы и мы силой Божией
по молитвам Божией Матери очищались, просветлялись,
и чтобы достойно встретили светозарный праздник Рождества Христова.
Аминь.
Протопресвитер Александр Шмеман
Комментарии 1