У нас, светских людей, слово «спорить» означает нечто вроде «активно и непримиримо отстаивать свое мнение». Потому что свое мнение нам дороже чужого. Позабыли мы такое выражение, как «дело спорится». Значение этого слова пытался донести нам самый прославленный старец Оптиной пустыни – преподобный Амвросий, утвердивший в русской земле совсем недавно, чуть более столетия назад, новую Богородичную икону, фактически благословивший новый иконный Богородичный канон, который он назвал «Спорительница хлебов».
Решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» было принято Святейшим Патриархом Алексием II в ноябре 1993 года, а в церковные календари день празднования внесен начиная с 1995 года.
Этот образ почитается теперь по всей Руси. Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» обнаружим мы и в поселке Дубовое под Белгородом, и в городке Сватово Старобельского района Луганщины, и во многих других местах.
Богоматерь - Спорительница на амвросиевой иконе изображена сидящей на облаках, распрострив благословляющие руки, а внизу простирается изобильное поле, на коем «среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи». Утверждают, что и идея написать это поле, и название образа, и толкование его смыслов принадлежали самому преподобному Амвросию. Названием образа батюшка подчеркнул, что Пресвятая Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного». Конечно, в иконе очевидна и прямая мысль, иллюстрирующая цитату из нашей главной молитвы, заповеданной нам Самим Господом, «Отче наш»: «…хлеб наш насущный даждь нам днесь». Толкование этого места молитвы таково: «Должно разуметь прошение о потребностях телесной жизни, не излишних, но токмо нужных и для помощи ближним достаточных». Ясно и хорошо.
Однако мы помним, что Христос, нередко изъяснявшийся притчами, бывал во многом иносказателен, и глубинный восприятель может попытаться считывать прикровенные пласты смыслов в словах Господа нашего. Под хлебом насущным, прямо названным и, добавим, прямо изображенным на иконе по мысли преподобного Амвросия, можно понимать и хлеб пищи духовной, внятней говоря – хлеб спасения, ибо он не менее насущен для земной жизни, и без него человек ведет лишь неосмысленное существование.
Преподобный Амвросий сам молился пред этой иконой, учил особо почитать ее своих духовных дочерей – инокинь основанной им Шамординской обители, во множестве заказывал и рассылал списки с чудотворного образа своим почитателям из мирян. Один из таких литографированных списков хранится в доме принявшего мученическую кончину отца Павла Флоренского.
В статье Е. Поселянина за 1891 год читаем: «15 октября, в тот же день, как батюшка установил праздновать иконе “Спорительница хлебов”, его похоронили. Об этом совпадении догадались только потом. Невольно думается, что, покидая своих детей, эту икону отец Амвросий оставил как знак своей любви и своей постоянной заботы об их насущных нуждах… и что, приносясь постоянно в жертву для всех без различия, для ближних и дальних, отец Амвросий оставил икону “Спорительница хлебов”… не для одного только маленького уголка в Руси, который был ему чрезвычайно дорог и на благо которого он положил свои последние заботы. Широко открытому для любви сердцу было бы тесно здесь. Широкое сердце простор любит».
СТАНИСЛАВ МИНАКОВ
Нет комментариев