В миру Георгий, принадлежал к аристократическому фессалоникскому роду Марулисов. Его отец выполнял в городе финансовые и судебные функции. Георгий был третьим по старшинству ребенком в семье из 4 сыновей и 4 дочерей. Двух его братьев звали Димитрий и Андроник. С детства отличался набожностью и милостивым отношением к слугам своего отца. Обучение Георгий проходил в Фессалонике, где он познакомился с афонским старцем Иоанном и стал его учеником. В возрасте 18 лет (ок. 1270 г.) ушел на Афон, где был им пострижен в монахи [2].
Пять лет он провел в аскитирии, относившемся к монастырю Дохиар. В число его послушаний входила переписка рукописей и обязанности чтеца. Старец Иоанн был противником политики имп. Михаила VIII Палеолога, направленной на унию с Западной церковью.
Вместе со старцем прп. Герман ходил в соседний монастырь Ватопед ради посещения богослужений и помощи братии. Насельники этого монастыря восхищались его добрым духовным устроением [3].
Однажды он был испытан старцем Иоанном на глазах у ватопедских иноков для наставления и впечатления о добродетели юного монаха, так охотно упражнявшегося в смирении и послушании. Старец, желая показать тип истинного монаха, призвал своего ученика в центр православного храма и велел ему снять рясу и читать богослужебное чтение как мирянин, унижая тем своего ученика, говоря всем о его недостоинстве. Прп. Герман ничуть не смутился, но казался благодушным и счастливым [4].
Прп. Герман Марулис. Роспись синодикона монастыря Дохиар (Афон), конец XX в.
Прп. Герман Марулис. Роспись синодикона монастыря Дохиар (Афон), конец XX в.
Около 1275 года, после мученической смерти Иоанна, Герман подвизался под руководством старца Иова в пещере Богородицы недалеко от Великой Лавры (видимо, в Житии имеется в виду пещера прп. Афанасия Афонского). Впоследствии Иов был избран игуменом Великой Лавры, но около 1283 года был вынужден оставить эту должность и покинуть Св. Гору.
Герман переселился в небольшой монастырь сщмч. Елевферия. По мнению мон. Феоктиста Дохиарита, обитель св. Елевферия нельзя отождествлять с освященным во имя этого же святого монастырем Вулевтирии [5]. Ок. 1300 года Герман взял себе послушника по имени Иоанникий.
Около 1326 года из-за набегов турок Герман Марулис переселился в Великую лавру.
Известно, что он состоял в общении с наставником исихазма прп. Григорием Синаитом, которое стало возможным во время второго пребывания преподобного Григория на Афоне (ок. 1328 г.) [6].
В числе духовных наставников прп. Германа были также Мирон, Малахия, Афанасий и Феодорит [7].
В 1330-х годах в Великой лавре у него окормлялся монах Филофей Коккин, будущий святитель и патриарх Константинопольский [8].
Скончался прп. Герман около 1336 года.
За богоугодную жизнь он был удостоен дара чудотворения: он спас от падения в пропасть Иоанникия и исцелил от тяжелой болезни своего племянника, который пришел посетить его на Афон. Преподобный Савва Ватопедский сравнивает Германа Марулиса с преподобным Антонием Великим. Житие святого Германа, написанное между 1341 и 1344 годами Филофеем Коккином, не только создает яркий образ монаха-исихаста, но и является важным источником по истории афонского монашества этого времени [9].
Главным источником сведений о жизни прп. Германа стало житие составленное в конце 50-х начале 60-х годов XIV века [10] святителем Филофеем (Коккиным), имевшим личное знакомство и тесную дружбу с семьей и родственниками прп. Германа [11].
https://drevo-info.ru/articles/13678152.html
Нет комментариев