Рождество-Богородичный женский монастырь в Гродно – одна из главных достопримечательностей старинного города. Эта православная обитель – одна из самых древних на территории современной Беларуси. Ее история навсегда переплелась с историей страны и ее народа, с его подвигами, страданиями и радостями.
Дореволюционные историки утверждают, что еще более пяти веков назад на месте Рождество-Богородичного Гродненского монастыря уже существовала православная Пречистенская церковь Божией Матери (первое упоминание относится к 1506 году, когда здешние земли входили в состав Великого Княжества Литовского). Храм возвел на свои средства православный князь Михаил Глинский, будущий военачальник и государственный деятель Великого Княжества Московского при Василии III (отце Ивана Грозного). Жена Василия III, Елена Глинская, приходилась Михаилу Львовичу племянницей, и после смерти московского князя все прочили ему опекунство над малолетним наследником престола Иваном IV. И – титул регента. Однако, будучи глубоко религиозным, порядочным и прямодушным человеком, Михаил Львович смело обличал свою племянницу, Елену Глинскую, в недостойном поведении (проще говоря - внебрачных связях), за что был насмерть замучен в московской темнице.
А церковь, построенная им в Гродно, пережила долгую, непростую и, прямо скажем, драматическую судьбу. Спустя столетие со дня основания, в начале XVII века, ее вместе с храмовыми постройками передали униатам под женский монастырь – в качестве монастырского собора. И что же? Пречистенский храм сгорел в середине того же столетия, и униаты построили на его месте деревянную церковь Рождества Богородицы. Она тоже сгорела. И вот, наконец, в 1726 году приглашенный сюда итальянский архитектор И.Фонтана возвел здесь каменную церковь «на века», которая и стоит по сей день – вот уже 290 лет. Хотя пожары случались еще не раз.
Храм, как и весь монастырь, снова стал православным в 1843 году, а в 1866 его посетил император Александр II. Но вовсе не этим высочайшим визитом прославился Гродненский Рождество-Богородичный монастырь на весь крещеный мир.
Здесь в 1877 году произошло самое настоящее чудо: 7 октября (а по новому стилю – 20-го) в соборе начала мироточить чудотворная икона Божией Матери. Вот что пишет Евгений Поселянин в своей книге «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» (1914 год):
«В величественном каменном храме этой обители находится ее главная святыня — образ Божией Матери. Устроена эта икона в виде складня и относится ко временам царя Алексея Михайловича.
Предание говорит, что образ этот принесен был в дар православной церкви одним из русских князей Урусовых. Это было в XVI столетии, во время похода этого князя с московскими войсками против Литвы. Когда в русско-литовских краях распространилось католичество, образ этот достался в собственность монахам доминиканского ордена, в костеле которого он и находился до второй половины XIX столетия. В это время костел был обращен в православную церковь, и икона снова перешла к православным.
В 1877 году, 7 октября, образ Красностокской Богоматери прославился истечением мира. До 8 сентября 1901 г. икона хранилась в алтаре из опасения, чтобы ее не похитили католики. Для народного же поклонения с иконы была срисована копия, которая в настоящее время известна среди богомольцев больше, чем сам подлинник».
И это чудо истечения святого мира продолжалось целых полгода. Бесценную реликвию прилежно собирали в крестообразный ковчежец, который и теперь хранится в монастыре и является одной из главных святынь обители, города и всей Беларуси. Как и мироточивая икона Рождество-Богородичного монастыря «Одигитрия», которую теперь именуют Красностокской иконой Божией Матери. Ее праздничное почитание совершается ежегодно 20 октября.
А еще есть чудотворный список Красностокской иконы в древнейшем белорусском Спасо-Евфросиньевском монастыре, что в Полоцке. Там ее тоже особо почитают и совершают ей поклонение в этот день.
Откуда же взялось это название, почему – Красностокская, а не Гродненская? Это – отдельная история. Ибо самые крутые повороты в судьбе монастыря были еще впереди…
Дело в том, что в 1900 году решением Святейшего Синода монастырь перевели в урочище Красносток (ныне – Ружаносток, Польша). В Гродно монастырь также сохранился, но чудотворную мироточивую икону передали в Красносток, с тех пор и утвердилось за ней, иконой, название «Красностокская», а не Гродненская, которое по традиции сохраняется и поныне.
В 1914 году началась Первая Мировая, и запад Беларуси превратился в театр военных действий. Ввиду угрозы наступления немецких войск и захвата ими православных святынь попечением императрицы Александры Федоровны монахини Красностокского монастыря были эвакуированы в Москву. С собой они принесли две чудотворные иконы Красностокские: древнюю, дар Урусовых, и более поздний ее список (копию, также прославленную чудесами). Затем «урусовский» образ из Москвы попал в Петроград, в храм подворья Красностокской обители.
После революции Западная Белоруссия вместе с Гродно и Красностоком отошли к Польше, и оба монастыря продолжали действовать. А когда по окончании Второй Мировой город Гродно вернулся в состав Белоруссии, в Рождество-Богородичной обители даже начались крупные строительные работы: к 1953-му возвели новый жилой корпус для монахинь, восстановили поврежденную немцами в 1941 году церковь. Казалось бы, все теперь будет хорошо…
Но где же сама Красностокская икона? Каков был ее путь после прихода советской власти?
Петроградское подворье Красностокского монастыря большевики закрыли, но одной монахине удалось спасти реликвию: она увезла икону в Новгород, а оттуда — в Псков. После кончины монахини чудотворную икону хранила у себя вдова священника Вельского.
В 1954 году святыня была перенесена в храм Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря. Однако верующим предстояло еще одно испытание. Во времена хрущевских гонений на Православную Церковь, в 1960-м, всех монахинь и послушниц выселили из родной обители в Жировицкий монастырь, а в гродненском - организовали автобазу.
Но вот настала новая эпоха в жизни белорусского народа. В 1992 году Гродненский женский Рождество-Богородичный монастырь был снова возрожден. Вернулись сюда и почитаемые в народе святыни.
Комментарии 3