ДВЕ НЕОДЕССКИЕ "ОДЕССКИЕ" ПЕСНИ
1. Так где же всё-таки открылася пивная?
"На Дерибасовской!", -- уверенно скажете вы. И таки сильно не угадаете, хотя это одна из самых известных "одесских" песен, от диалекта и до топонимики.
А на самом деле это вариант песни ростовских уркаганов «На Богатяновской открылася пивная». Кстати, в уголовном мире даже нынешние «барды» именно так её и начинают. Сложена песня в Ростове в конце 1920-х — начале 1930-х годов. А уж в Одессе улица Богатяновская заменилась на Дерибасовскую, хотя Дерибасовская — это не та местность, где могло бы происходить действие песни; это — улица фешенебельных кафе и ресторанов, а не босяцких пивнушек. И Васю-Шмаровоза -- сутенера, развозящего шмар (проституток) сюда не пустили бы.
Очевидный факт «неодесского» происхождения песни пытался неловко интерпретировать Аркадий Северный. В одном из концертов он говорит: «И что это за Багартьяновская улица? Бесполезно искать её в современной Одессе. Она растворилась в потоке новых названий...».
Но бесполезно искать такую улицу и в старой Одессе. Что касается Богатяновской, в Ростове найти её легко и нынче, тем более что там стоит знаменитая Богатяновская тюрьма — следственный изолятор №1. Вот что писал о Богатяновке Михаил Дёмин, бывший вор в законе, автор романа «Блатной»: «В каждом крупном городе страны имеется блатной район — своё «дно»... Средоточием ростовского преступного мира является с незапамятных времён нахичеванское предместье, а также Богатьяновская улица. Улица это знаменитая! Издавна и прочно угнездились тут проститутки, мошенники, спекулянты. Тут находится подпольная биржа, чёрный рынок»...
Вообще-то Богатяновская — это и не улица вовсе, а переулок. И хотя при Советской власти он переименован в Кировский, но до сих пор остаётся Богатяновкой, названной так по находившемуся здесь роднику Богатый Колодезь (нынче часть переулка снова переименовали в Богатяновский, а часть оставили почему-то Кировским). Кстати, поскольку переулок был переименован уже после убийства С.М.Кирова, можно с уверенностью сказать, что песня родилась в конце 20-х — самом начале 30-х годов — ещё до убийства Кирова 1 декабря 1934 года. Добавим, что Богатяновская пивная, о которой идёт речь в песне, действительно существовала в сквере на пересечении нынешней улицы Суворова и Богатяновского переулка. Нынче её уж там нет.
Песня поётся на мелодию аргентинского танго Анхеля Вилольдо «El Choclo» («Колос маиса», впервые вышло на пластинке в 1911 году, видимо тогда же танго и написано). На эту мелодию есть много фольклорных песенок, в том числе «Аргентинское танго» («В далекой солнечной и знойной Аргентине...»), «История каховского раввина» и «Ромео и Джульетта».
Мелодия танго часто использовалась в кино для создания колорита. В фильме «Свадьба в Малиновке» (1967) она исполняется на патефоне в сцене свадьбы, а Рыжая и Назар танцуют танго. В «Тихом Доне» (1958) звучит в исполнении орекстра со скрипачом в кафе под открытым небом в Петрограде летом 1917 года, а офицеры обсуждают грядущий корниловский мятеж. Можно вспомнить и советский кинофильм "Я Вас любил" (1968), где центральный персонаж поёт на эту мелодию строки А.С.Пушкина: "Мой дядя самых, самых честных, честных правил..."
Переделки создаются по сей день — например, известны также московская и ленинградская версии, но они не столь популярны, как классическая.
2. "Родился я в Одессе под забором..."
Вероятнее всего, песня "Гоп со смыком" написана в Киеве в начале 1920-х годов (расцвет бандитизма) в деклассированной и криминализованной среде бывших семинаристов или низшего духовенства. Семинаристское происхожднение выдает эрудированность авторов в богословии, ирония над святыми.
В пользу именно Киева свидетельствуют распространенность зачина «Жил-был на Подоле Гоп со смыком» и наличие украинизированных вариантов песни среди наиболее ранних известных ее вариантов. Одним из источников могла служить быть песня «Я, ребята, парень был фартовый...» о судьбе махновца — версия более ранней песни о грабителе и убийце «Я родился быть фартовым...».
«Гопник» — это вор, «смык» — обыск. «Гоп со смыком» — процесс отнимания денег с последующей проверкой карманов жертвы. Гоп со смыком, скорее всего, чисто вымышленный персонаж, то есть налётчик, домушник или карманник, хотя иногда упоминается некий реальный грабитель из банды Мишки Япончика. Существуют как чисто русские, так и «одесские» варианты с идишизмами. Песня получила популярность благодаря Леониду Утёсову. Сам Утёсов исполнял песню на «одесский» манер с заметным украинским акцентом, например, «меня» он произносил как «мине», «убьют» -- как «убьють» и пр.
Песня «Гоп со смыком» также вызвала многочисленные переделки. Подробнее об истории, вариантах и переделках см. Сергей Неклюдов «Гоп со смыком — это всем известно...» (2006) и Владимир Бахтин «Гоп со смыком» (1997).
Леонид Утесов, благодаря которому песня получила широкую известность, исполнял ее в 1928 г. в ленинградском Театре сатиры в спектакле о жизни железнодорожных воров «Республика на колесах» по пьесе Якова Мамонтова. Утесов играл главаря шайки Андрея Дудку — «президента республики на колесах». В том же спектакле Утесов пел «С одесского кичмана»; к этому периоду творчества исполнителя относятся и «Бублики». Дальнейшему распространению песни способствовала ее запись Утесовым на грампластинку в 1932 году.
Владимир Бахтин упоминал, что автором текста (а также автором текста «Мурки») мог быть одесский поэт Яков Ядов — автор «Бубличков», в таком случае, песня должна была быть написана именно в Одессе, — но четких доказательств этому нет. Так отмечено в статье Владимира Бахтина «Забытый и незабытый Яков Ядов» («Нева», 2001, № 2).
А теперь -- сами песни: https://youtu.be/mxxxXRbCJtw . https://youtu.be/FDCLU7wk_gg?si=WGOg6KDrVQ5jtdHz
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев