
(Из жизни святой великомученицы Варвары)
Святой апостол Павел говорит: «Невидимое Его [то есть Бога], вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20). Что это значит? Это значит, что «человек может познавать Бога из рассматривания сотворённых от Бога вещей, и сие познание... может служить приготовлением к вере и некоторым пособием к познанию Бога из Его откровения» (Катех.). Слыша сие, может быть, кто-нибудь и скажет: не всё здесь понятно, нельзя ли вышеприведённые слова уяснить лучше примером? Что же? Отвечаем таковым, можно уяснить и примером. И поскольку такой пример сейчас у нас есть, то мы сейчас же и приводим оный как в лучшее пояснение вышеприведённых нами слов, так и вообще в назидание всех.
В царствование императора Максимиана жил в Илиополе богатый и знатный человек, по имени Диоскор. Жена его умерла, и единственную свою дочь Варвару он любил и хранил как зеницу ока. Он воспитывал её со всевозможным попечением, но в язычестве, ибо сам был язычник. Девица была красоты необыкновенной. До совершеннолетия её отец держал её в удалении от всякого общества. В прекрасных своих чертогах, устроенных на высоком столбе, или на возвышающейся в виде столба башне, Варвара никого не видела, кроме наставниц и служанок своих. С высоты её жилища открывался великолепный вид на находящиеся в отдалении горы, леса и равнины, на светлость небесную и на красоту земную. Однажды девица, засмотревшись на этот вид, впала в раздумье. «Чья рука, – думала она и спрашивала о том своих наставниц, – чья рука создала всю эту красоту?» Наставницы Варвары, язычницы, говорили ей о богах, создавших вселенную; но девица отвечала им: «Не может быть, чтобы всё было создано богами, которым мы поклоняемся; они сами создания рук человеческих, сделаны из золота, серебра и камня, и не имеют ни чувства, ни разума. Верно, есть Существо Высшее и Всесильное, Истинный Бог, Который создал небеса и основал землю; Который просвещает всю вселенную лучами солнца, сиянием луны, блеском звёзд, землю же украшает деревьями и цветами и орошает её реками и источниками. Верно, есть один Бог, Который всё содержит, всё оживляет и всем управляет». Таким образом, созерцая красоту природы, девица возносилась мыслью и сердцем к Создателю, стараясь узнать Его. Не было у неё земного учителя; но Господь, по благости Своей, внушал ей эти стремления и готовил её к уразумению истины.
Между молодыми девицами, с которыми сблизилась Варвара, были христианки. От них она услышала имя Господа, создавшего небо и землю; от них узнала, что Единородный Сын Божий, Иисус Христос, сошёл на землю, сделался человеком и принял страдания и смерть, чтобы спасти людей от вечного осуждения. Сердце девицы, давно жаждущее истины и к принятию её уже уготованное тайными внушениями Святого Духа, с неописанной радостью приняло благую весть спасения и исполнилось веры и пламенной любви к Богу. Она стала желать сделаться христианкой. Вскоре это желание осуществилось. В Илиополь приехал из Александрии христианский священник. Узнав о желании Варвары, он приготовил её объяснением закона христианского к принятию Святого Крещения и наконец окрестил её во имя Отца и Сына и Святого Духа (Избр.жит.Бехметевой, дек.стр. 25–27).
Что же сказал нам этот пример великомученицы? Конечно, сказал, или лучше – пояснил – то, что человек подлинно может научиться познавать Бога из рассматривания сотворённых от Бога вещей и что сие познание подлинно может служить для него приготовлением к вере и некоторым пособием к познанию Бога из Его откровения. А это к чему должно вести нас? Конечно к тому, чтобы мы, по учению святого Василия Великого, «прилежно рассматривали бы творение мира, познавали бы через это рассматривание, сколь Бог Премудр, Всемогущ и Благ, и познавали бы вместе и невидимые Его свойства» (Вас.Велик.посл.232). И к этому же ведёт нас и слово Божие, когда говорит: «От одной крови Он произвел весь род человеческий, для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они [то есть люди] искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» (Деян.17:26–27). Ввиду этого, для утверждения веры вашей, взирайте и вы чаще, братие, на Вселенную, останавливайтесь мысленным взором на ней, рассматривайте предметы ее, и вы будете поражены знаками могущества, премудрости и благости Божиих. А затем, при частом рассматривании Вселенной, вы, при размышлении о ней, дойдёте наконец и до того, что с укреплением веры вашей перед вами откроются и сияющие преддверия славы небесной, вечные жилища духов блаженных, Святая Святых творения, свет неприступный и величественный Престол Творца. Аминь.
протоиерей Виктор Гурьев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев