В наши дни из Симферополя к курортам Северо-Западного Крыма ведут скоростная магистраль и железная дорога. Совсем недавно мы радовались открытию нового участка трассы Симферополь-Мирный длиной 61,2 километра в объезд озера Сасык-Сиваш, городов Саки и Евпатории. Средняя скорость на этом четырехполосном шоссе - 100 км/час, что позволяет существенно сократить время в пути и снизить транспортную нагрузку на дорогу, проходящую через наш город. Так, участники торжественного открытия проехали от Симферополя до Евпатории всего за 25 минут!
Но так было не всегда, и современному человеку невозможно представить, какие трудности приходилось преодолевать в прошлом, чтобы добраться до сакских грязей и пляжей.
ДОРОГИ КАК СИМВОЛ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Дороги во все времена имели большое значение как значимый фактор торговли, общения между странами и народами. Они необходимы путешественникам, паломникам и военным. За тысячелетия человечество прошло путь от тропинок и караванных путей до скоростных автомобильных и железнодорожных магистралей.
Как писал в 1799 году один из первых российских путешественников по Крыму П. Сумароков, природа здесь прекрасна, но крымские дороги и селения вдоль них имеют неприглядный вид, разорены войнами.
Со временем дорога от Симферополя до Евпатории приобрела статус почтового тракта. Такое название она уже носит на военно-топографической карте 1817 года.
Почтовые станции располагались в Саках и Тулате, ныне исчезнувшем селе в 18 км от Симферополя (в районе нынешнего села Скворцово), где проживали в основном немцы и русские. В путеводителе 1902 года А. Безчинского тракт описывается так: «Дорога грунтовая, и в дождливую погоду ехать по ней нелегко. Путь идет по пустынной местности, лишенной рек и какой-либо растительности. Источники и даже хорошие пресные колодцы встречаются очень редко». Расстояние от Симферополя до Сак составляло 44, до Евпатории 63 версты. В нынешнем измерении это почти 47 и 67 км соответственно.
А тем временем небольшой поселок Саки испытывал необходимость в быстрой и удобной доставке желающих лечиться сакскими грязями.
КУРОРТУ НЕОБХОДИМА ДОРОГА
У жителей города Саки есть такая поговорка: «Через Саки на Мойнаки», употребляемая в смысле «кружной путь» или «запутанное дело». Суть в том, что после курса грязелечения в Саках пациенты прошлых лет отправлялись в Евпаторию, чтобы искупаться и отдохнуть на берегу моря. Чаще всего для этого они использовали пляжи в районе Мойнакского озера.
Пейзажи вдоль дороги от Симферополя к Сакам и Евпатории были невеселые, за исключением краткой поры, когда радовал взгляд зеленый травяной ковер, украшенный яркими степными маками. Ближе к Симферополю обращали на себя внимания предгорья с возвышающейся над ними горой Чатыр-Даг. На середине пути начиналась степная равнина. Оживлялись пассажиры, когда их транспорт, минуя Кара-Тобе, въезжал на Евпаторийскую пересыпь, где открывались виды на море и розовое озеро Сасык-Сиваш.
Первый раз я проехал по этой дороге в 1969 году. Она была в 3 раза уже нынешней, пыльная, с нередкими ямами и выбоинами.
ОТ МАЖАРЫ ДО АВТОМОБИЛЯ
На чем же передвигались путешественники в прежние времена? На смену верховым лошадям и повозкам в XIX веке пришли брички, линейки, мальпосты, мажары. Современному человеку трудно представить себе эти транспортные средства. Почтовые кареты-мальпосты служили как для доставки легкой почты, так и для перевозки пассажиров. Мажара представляла собой многоместную решетчатую повозку на 11 человек. Лучшие из них имели рессорный ход и брезентовое покрытие на случай дождя. Для доставки пассажиров служили и маломестные брички, и так называемые линейки. Время в пути от Симферополя до Евпатории занимало 6-9 часов.
В 1901 году в Крыму появился первый автомобиль. В Ялту морем его привез венгерский инженер Ковач. Далее он отправился своим ходом в Симферополь. Мчался со скоростью около 50 км в час! Неподалеку от Гурзуфа перепугал лошадей встречного экипажа, и тот опрокинулся вместе с пассажирами. За это (первое в Крыму!) ДТП с участием автомобиля Ковач был оштрафован на 120 рублей.
В 1906 году началось регулярное автомобильное сообщение по маршруту Симферополь-Евпатория. Право на частный извоз получил купец Сеферов. Можно сказать, так появилось первое крымское такси.
В 1909 году на маршруте Симферополь-Евпатория курсировали один автобус на 20 мест и 8 автомобилей, в основном марки «Пежо». Время движения в пути составляло от 2,5 до 4 часов. Но машины часто выходили из строя, автосервиса не существовало. Шоферы сами ликвидировали неисправности, и пассажирам часами приходилось ожидать окончания ремонта. В дождливые дни авто надолго застревали в дорожной грязи
ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
И вновь вернемся в наши дни. За последние сто лет дорожное строительство достигло высочайшего уровня. Неслучайно во время торжественного открытия уже упомянутого участка трассы Симферополь - Мирный состоялся парад строительной техники. Здесь было на что посмотреть! Мощные экскаваторы, автогрейдеры, катки, самосвалы - с их помощью можно строить качественные дороги где угодно! А большая часть строительных материалов была доставлена на полуостров с материка. Эта дорога - первой технической категории. Она включает 17 развязок, в том числе восемь двухуровневых проездов для пропуска сельскохозяйственной техники. Строительство дороги Симферополь-Мирный обошлась государству в 48 миллиардов рублей, и это еще без учета стоимости изыскательских и проектно-сметных работ. Но что поделаешь, автотранспорт лидирует среди других видов на всей планете.
А в начале 20 века, когда возросла интенсивность автомобильного движения, нагрузка на примитивное дорожное полотно вела к все большему его повреждению. Развитие курорта требовало улучшения транспортных условий. Забота о состоянии дороги лежала на плечах земства. С 1912 года дорожное полотно мостили несколько раз в год - в основном щебнем и крупным песком. Асфальтовое же покрытие впервые появилось только во второй половине 20 века. Ремонт дороги требовал столь высоких трудовых и денежных затрат, что прокладка железнодорожной ветки до Евпатории оказалась технически более простым и экономически целесообразным решением проблемы. Шел век железных дорог.
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - ОТЛИЧНЫЙ ВЫБОР!
Впервые о постройке ветки в Евпаторию заговорили, когда прокладывалась железная дорога от станции Лозовая до Севастополя. В январе 1873 года в местную земскую управу обратился статский советник А. Больман с предложением об устройстве конно-железной дороги от Евпатории до станции Китай (позже Сарабуз, ныне Остряково). Земская управа, признав всю полезность этого предприятия, обсуждение все же вопроса отложила. Вновь к проблеме вернулись в 1879 году. В Евпаторийское земское собрание поступило прошение от В.Зейлингера об устройстве трамвая с механическим двигателем между Евпаторией и Симферополем через селение Саки. В конце концов крымские власти пришли к решению строить железнодорожную ветку Сарабуз-Саки-Евпатория. Однако для воплощения идеи понадобилось влияние царя, в связи с чем стоит упомянуть о следующих событиях.
САКСКИЙ И ЕВПАТОРИЙСКИЙ КУРОРТЫ В ЖИЗНИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ
В 1913 году сын Российского императора Николая II цесаревич Алексей утратил способность ходить из-за развившегося осложнения наследственной болезни гемофилии. В августе царская семья отдыхала в Ливадии. Семейный врач Е. Боткин и главный врач Сакского курорта С. Налбандов провели консилиум и решили применить сакские грязи для лечения наследника. Грязь морем доставили в Ливадию. После серии процедур мальчик стал передвигаться самостоятельно. Царская семья была счастлива. У императора возник интерес к Сакскому курорту. По рассказам местных жителей, он даже задумал строить дом в Саках, где мог бы жить и лечиться наследник. Казна выкупила у общества крестьян участок земли рядом с грязелечебницей - там, где сейчас стоит санаторий имени Н. Бурденко. Завезли 70 тысяч штук камня-ракушечника и другие строительные материалы. Но началась Первая мировая война.
В конце 1913 года при встрече с евпаторийским городским головой М.Ефетом царь интересовался сакским курортом. В разговоре тот старался прежде всего обратить внимание государя на проблемы Евпатории, а также на необходимость строительства железнодорожной ветки. На это царь ответил, что дойдет очередь и до Евпатории. Вопрос строительства новой дороги при встрече царя с руководителями крымских органов самоуправления поднимал и председатель Евпаторийской земской управы С. Дуван. В апреле 1915 года в ходе встречи с императрицей Александрой Федоровной, описывая ей преимущества отдыха и лечения в Саках и Евпатории, он отметил, что война закрыла путь россиянам на курорты Европы. И, конечно, высказал мысль о строительстве железной дороги. Об этом разговоре императрица сообщила в письме мужу, находившемуся тогда в Севастополе.
ПОЕЗДА ПОШЛИ В ЕВПАТОРИЮ
В конце апреля 1915 года крымский губернатор Н. Княжевич сообщил, что получено высочайшее разрешение на постройку железнодорожной линии от Сарабуза до Евпатории, необходимой для доставки стратегических грузов, а также раненых воинов на лечение в Саки и Евпаторию. Из казны выделили 2 миллиона рублей, не считая стоимости рельсов и подвижного состава. 15 мая началось строительство. Им руководил инженер путей сообщения В. Розанов. Работы проводились под наблюдением заместителя начальника П. Богуславского. Вся линия была разделена на 3 участка. 20 августа приступили к укладке рельсового пути, длина которого составляла 57 км. Неудобства доставляли несвоевременная доставка материалов и нехватка рабочих рук. Приходилось при строительстве использовать труд пленных австрийцев. Первый состав из семи пассажирских вагонов и одного служебного отошел от станции Сарабуз в 9 часов утра 21 октября 1915 года и через 5 часов прибыл в Евпаторию. Его встречали городской голова М. Ефет, председатель земской управы С. Дуван. Они поднесли прибывшему Таврическому губернатору Н. Княжевичу хлеб-соль и благодарственный адрес. Учитывая заслуги губернатора в организации строительства дороги, одной из станций новой линии присвоили название Княжевичи (ныне Яркая).
С 1 мая 1916 года началось беспересадочное сообщение Москва - Евпатория и Санкт-Петербург - Евпатория. По новой линии в мае 1916 года в Евпаторию прибыла царская семья.
Постройка железнодорожной линии способствовала экономическому развитию Северо-Западного Крыма, в том числе созданию в Саках бромного завода. А на отдых и лечение в Саки и Евпаторию в 1916-м прибыло в несколько раз больше гостей, чем в предыдущие годы.
100 ЛЕТ СТУЧАТ КОЛЕСА
В период Гражданской войны движение поездов частично приостановилось и возобновилось лишь к 1931 году. Я нашел фотографию, по всей вероятности, сделанную в послевоенные годы: бревенчатое здание, на вывеске над входом надпись «САКИ» Сталинская ж.д.», ниже прикреплен портрет И. Сталина, а под портретом вывеска «Буфет». Это временное здание было построено взамен уничтоженного немцами в апреле 1944 года. Новый вокзал построен в 1958-м. Железнодорожная линия Сарабуз (Остряково) - Евпатория обустраивалась, появились дополнительные станции, посадочные платформы, разъезды, добавочные подъездные пути. В 1974 году участок был электрифицирован. В советское время Евпатория и Саки принимали пассажирские поезда дальнего следования. Между крымскими городами и Евпаторией курсировали электрички.
После воссоединения Крыма с Россией железная дорога возродилась: рельсовые пути и вся инфраструктура подверглись существенному ремонту, на линию вышли комфортабельные пригородные электропоезда. В связи с этим увеличилась скорость движения: от города Саки до Симферополя сейчас можно доехать за 45-70 минут, а до Евпатории - за 30. И все это приносит пользу нашему городу, курорту и людям, приезжающим к нам на отдых и лечение.
А.ШАЙКОВСКИЙ.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев