— А существуют ли тайны мозга, которые наука не сможет разгадать и объяснить, – как считаете?
— Наука имеет много общих черт с религией. Если религия предполагает веру в чудодейственные силы и существа, то в науке символ веры – это познаваемость мира. Другими словами, мы верим в то, что способны познать мир. Позади нас находится опыт, что находится впереди – мы не знаем, но двигаться вперед нам позволяет та самая вера. Столкнется ли сообщество ученых с условной «стеной» – неизвестно. В некоторых областях знаний – скажем, в квантовой механике эта стена уже возникла. Произойдет ли аналогичная ситуация в нейрофизиологии – большой вопрос. И дело тут не в степени пытливости ученых (мы всегда стремимся познать мир на полную мощность), дело в возможности познать всё и до конца. Сможет ли процесс познания длиться вечно? Мы даем на этот вопрос положительный ответ, но он является лишь символом нашей веры, не более. Поэтому тема неразгаданных тайн мозга – философская, рассуждать на которую можно ой как долго.
— Что человеку требуется знать о работе мозга, чтобы научиться управлять своей личностью?
— Когда я был ребенком, вел себя несдержанно и начинал кипятиться, мой покойный отец часто говорил: «Да регулируй же собой!». Сознательно формулируя эту фразу неправильно, отец шутил, подчеркивая этим самым, что человек должен уметь собой управлять. У некоторых народов, к примеру, вьетнамцев, выход из себя – это один из самых позорных моментов, которые они могут испытать в жизни. Если вьетнамец выходит из себя, для него это катастрофа и сигнал о том, что он не сумел совладать с собственными эмоциями.
Ответ на вопрос об управлении личностью целиком и полностью находится в компетенции человеческой культуры. У каждого индивида вместилище культуры — мозг. Мозг предоставляет возможность человеку участвовать в качестве главного героя в фильме, название которого «жизнь». Человек, правильно регулирующий свою жизнь, является человеком высокой культуры.
«ВСЁ, ЧТО ЛЮДИ ДЕЛАЮТ ХОРОШО, ОНИ ДЕЛАЮТ БЕССОЗНАТЕЛЬНО».
— Что будет происходить на нейрофизиологическом уровне с мозгом, если человек изменит свое информационное поле, потребляемый через телевидение и соцсети контент и ежедневные бытовые привычки?
— Мозг кормится информацией, он нуждается в информации и создан для того, чтобы ее получать. Новая информация стимулирует серое вещество. А вот в части повседневной рутины жизни картина несколько иная. Формирует личность человека набор бытовых привычек в том числе. Фокус в том, что весь спектр ежедневной рутины мы выполняем подсознательно, человеческое сознание в этом процессе участия не принимает. Мы действуем подобно биороботам, проживая большую часть жизни машинально – подсознательно и бессознательно. Скажу больше: всё, что люди делают хорошо, они делают бессознательно. Сознание включается, если в чем-то возникает нужда или человек совершает ошибку. Это сигнал к тому, что надо поучиться. Отсюда пословица: «на ошибках учатся».
Богатство человека должно измеряться не количеством долларов на банковском счету, а количеством связей между нервными клетками мозга. Именно такое богатство дает человеку возможность раскрасить фильм под названием «жизнь» яркими красками. Согласитесь, на кой черт человеку доллары, если его фильм черно-белый?!
Степень эффективности нашего подсознательного мозга определяется объемом помещенных в него знаний. Так вот, эти знания получены в результате наших вполне сознательных усилий по собственному обучению.
— Олег Александрович, как вы оцениваете перспективы искусственного интеллекта – станет ли он доминирующим над человеческим?
— Искусственный интеллект обладает огромными возможностями, и пределы его развития никому неясны. Быть может, этих пределов просто не существует. В то же время люди имеют большое преимущество в виде собственного потенциала развития. Человеческий мозг состоит из более чем 10 млрд нервных клеток, связанных между собою несколькими триллионами контактов — «синапсов». Всё, что мы знаем, умеем, всё наше «я» «зашито» в синапсах, то есть в структуре связей между нервными клетками. Эта структура начинает свое формирование ровно с того момента, когда ребенок открыл глаза и впервые увидел мир. Вся информация, получаемая в детстве, а также результаты обучения человека «записаны» в синапсах. У людей с высшим образованием количество синапсов в разы больше, чем у людей необразованных.
Нет комментариев