«Убедительно прошу Вас о проведении современного, честного, непредвзятого расследования с использованием современных технологий, имеющихся в распоряжении СКР», – говорится в обращении Николая Бурляева в правоохранительные органы.
Депутат отметил, что на протяжении многих десятилетий лермонтоведы, специалисты в области криминалистики, баллистики и медицины заявляли о недобросовестности следствия, проведенного сразу после убийства Лермонтова в 1841 году.
В частности, Народный артист России Н. Бурляев, исполнивший роль поэта в художественном фильме, пояснил, что принято считать, будто Лермонтов погиб от пули, однако она попала в него «по невероятной для ровной поверхности траектории – снизу вверх, под углом почти в 40 градусов», что вызывает вопросы.
Казалось бы, обстоятельства гибели Лермонтова давно и всем хорошо известны – великий русский поэт был убит на дуэли в Пятигорске, у подножия горы Машук 15 июля 1841 года. Участники дуэли остались в истории литературы, и любой назовёт имя убийцы поэта. Стрелял в него его сослуживец и тоже поэт Мартынов, о чем и говорится во всех учебниках по литературе.
Однако в истории этой роковой дуэли на самом деле до сих пор много неясного. Например, мало кто знает, что поначалу к убийству Лермонтова склоняли совсем другого человека – Семена Лисаневича, имя которого, известно разве что очень узкому кругу почитателей поэзии Лермонтова.
В своей биографической книге о Лермонтове П. А. Висковатый писал: «Как в подобных случаях это бывало не раз, искали какое-либо подставное лицо, которое, само того не подозревая, явилось бы исполнителем задуманной интриги. Так, узнав о выходках и полных юмора проделках Лермонтова над молодым Лисаневичем, одним из поклонников Надежды Петровны Верзилиной, ему, через некоторых услужливых лиц было сказано, что терпеть насмешки Михаила Юрьевича не согласуется с честью офицера.
Лисаневич указывал на то, что Лермонтов расположен к нему дружественно и в случаях, когда увлекался и заходил в шутках слишком далеко, сам первый извинялся перед ним и старался исправить свою неловкость. К Лисаневичу приставали, уговаривали вызвать Лермонтова на дуэль – проучить.
«Что вы?! – возражал Лисаневич, – чтобы у меня поднялась рука на такого человека!»
А потому многолетняя исследовательница творчества и жизни Михаила Юрьевича, петербургская писательница Зоя Бобкова считает, что «есть полная возможность полагать, что те же лица, которым не удалось подстрекнуть на недоброе дело Лисаневича, обратились к другому поклоннику Надежды Петровны – Н. С. Мартынову».
И тут эти люди нашли полное понимание, а их подстрекательства стали руководством к действию. Офицеру Лисаневичу, было в то время 19 лет, но он понимал, что такая дуэль, а, фактически, убийство, дело чёрное, недостойное не только звания офицера, но и вообще порядочного человека.
«О Семёне Лисаневиче я узнала, – пишет Зоя Бобкова, – немного. Родился он в 1822 году, был младше Михаила Юрьевича на восемь лет. В то лето, когда произошла роковая дуэль, он тоже был на водах в Пятигорске. Служил Семён тогда прапорщиком Эриванского карабинерского полка, был сыном командующего войсками Кавказкой линии генерал-лейтенанта Дмитрия Тихоновича Лисаневича, чье имя осталось в истории кавказских войн.
Почему же широкой публике имя Семёна Лисаневича практически неизвестно, и лермонтоведы им не интересуются? Я даже не нашла его портрета в интернете. Первый биограф поэта П.А. Висковатый, по свежим следам мог бы многое узнать. Ведь здесь бы точно открылась тайна дуэли. Раз Семёну предлагали вызвать Лермонтова на поединок, значит, были люди, в этом заинтересованные, и получается, что смерть Лермонтова была уже запланирована. Только Лисаневич не захотел стать курком в руках убийц, а Мартынов стал. И какая бы причина не толкнула Мартынова на этот поступок (насмешки или честь сестры), он, всяко, убивец, хотя впоследствии старался оправдаться, что им двигала «рука провидения».
В русло этой версии прекрасно укладывается и догадка некоторых из лермонтоведов о том, что в кустах был наёмник-убийца, который в случае неудачного выстрела дуэлянта, всё равно бы завершил начатое дело и довёл бы его до смертного конца.
А ведь логично, 19-летний юноша, Семён Лисаневич, при согласии на выполнение этого рокового выстрела мог промахнуться, и сидящий в кустах наёмник довершил бы дело.
Наверняка, Семён Лисаневич кому-нибудь рассказывал об этом заговоре, ведь Висковатый, явно, не выдумал сей факт. А такую тайну кому-нибудь только шепни, сразу же она пойдёт по людям. И когда Лермонтова убили, недаром участники дуэли дружно всё запутывали. Вероятно, они все были повязаны общей тайной и общей кровью. Выходит, они тоже уголовные преступники, какой уж у них может быть кодекс чести офицеров.
«Когда я напечатала свою заметку "Лисаневич – отказался, а Мартынов – убил" в газете "Приневский край", – вспоминает Зоя Бобкова, – и заметка попала в интернет, мне пришло сообщение из Луганска от Сергея Омельяненко. Вот, что он написал:
«Здравствуйте, Зоя! Я занимаюсь поисками данных о Семёне Дмитриевиче Лисаневиче. С ребятами-казаками мы заготовили дубовый брус для креста, чтобы установить на могилу И. П. Штеричу, Лисаневичу С. Д. и его дочерям.
История такая. В 1986 году в селе Ивановка Луганской области был взорван храм. В 1990 году при расчистке трактор провалился в склеп. Оттуда вытащили останки. (В склепе были останки Ивана Петровича Штерича, Семёна Дмитриевича Лисаневича и двух его дочерей – Поликсены и Анны).
Приезжала прокуратура... Также приезжали историки с луганского пединститута. Обещали исследовать, но воз и ныне там. Останки лежали более года в коммунхозе. Потом их свезли на кладбище и захоронили. Год назад я заинтересовался этими событиями и начал собирать информацию, и был поражён: какие люди у нас жили.
Когда их вытащили, я это видел. Было четыре мраморных таблички. Сейчас две из них утеряны, а две хранятся в церкви. Кое-что мне прислала с архива Настя Штерич. Останки хотели перенести назад в склеп, но владыка поставил условия. Финансово я их не потяну. Сейчас война, все сидят без работы. В 1855 году И.П. Штерич написал завещание на имя своей племянницы Поликсены Петровны Мусиной-Пушкиной. Огласить это завещание на опекунском совете завещал полковнику Лисаневичу Семёну Дмитриевичу».
Сергей Омельяненко прислал и фотографии – из архива и свои. Значит, теперь мы знаем, где могила Лисаневича.
Как считают многие, причина гибели Лермонтова – зависть окружающих к его таланту, оттого-то и сложился заговор отдыхающих на водах в Пятигорске в 1841 году. Эта версия тоже имеет право на существование. Надо знать хоть немного людей, особенно так называемых творческих.
Мартынов писал стихи, да и многие другие вокруг Лермонтова тоже пописывали. Естественно, каждый считал себя величиной, а других – нулями. В творческой среде такое – сплошь и рядом. Однако Зоя Бобкова такую версию отвергает.
«Как мне кажется, – пишет она, – по-настоящему талантливый человек, самодостаточен и уверен в себе, поэтому уничтожать соперников морально или физически он не станет. А тот, кто чувствует незначительность своего таланта, на такие преступления очень даже способен. Тому примеров немало и в современной жизни творческих людей. Сейчас находятся охотники обелить убийцу М. Ю. Лермонтова.
Прочитала я статью А. Смирнова "Поэт убил поэта"в газете "Литературный Санкт-Петербург". Там речь идёт о том, что поэты (Лермонтов и Мартынов) встретились на поединке на равных, и один, по несчастью, по случайности убил другого. А потом шла подборка стихов Мартынова, якобы, по таланту равная стихам Лермонтова. К тому же, в статье доказывалось, какой был храбрый офицер Мартынов, как он доблестно сражался на Кавказе, оттого и звание у него довольно высокое. Прочитала я эту статью и поняла, что-то очень важное сместилось в нравственном сознании современных людей», – отмечает Зоя Бобкова.
По официальной версии дуэль произошла из-за того, что Лермонтов на публике язвительно подшутил над своим приятелем, отставным майором Николаем Мартыновым. Как известно, тот любил одеваться в кавказскую одежду и на поясе всегда носил большой кинжал. Лермонтов сказал одной из дам, чтобы она опасалась этого «горца с большим кинжалом», и Мартынов, якобы, обиделся, почувствовал себя оскорбленным и вызвал Лермонтова на дуэль.
Лермонтов, как признавали его современники, был человеком с тяжелым характером. Известно, что он любил едко и колко шутить над другими, а иногда, напротив, был приветлив и весел. Однако менялся так быстро, что всех сбивал с толку своим поведением. По этой причине у него было много врагов. Это стало причиной тому, что некоторые начали выдумывать самые разные причины смерти поэта.
Но одна из самых устойчивых версий появилась во времена СССР, когда литературоведы утверждали, что дуэль Лермонтова – это очередное убийство царского режима, политический заказ. Якобы приказ об устранении поэта отдал сам начальник жандармерии Бенкендорф.
Известно, что император Николай I не любил Лермонтова за его стихотворение «Смерть поэта». Именно по этой причине император и отправил Михаила Юрьевича служить на Кавказ. Но ни о каком убийстве по приказу «сверху», тем более, настолько изощренно подстроенным способом, речи быть не могло. Лермонтов не был настолько уж большой фигурой, которая представляла бы серьезную опасность для власти.
Некоторые говорят, о чем было сказано выше, что заговор все-таки был. Якобы на месте дуэли сидел «в кустах» некий стрелок, который и спустил в нужное время курок. Поэтому-де пуля и вошла в тело Лермонтова под несколько необычным углом в 35 градусов, то есть снизу вверх, и якобы пуля Мартынова не могла войти подобным образом.
Однако известно, что Мартынов стрелял уже после выстрела Лермонтова (поэт выстрелил в воздух). Отдача пистолета вполне могла заставить поэта немного отклониться назад, и как раз в этот момент в него и попала пуля Мартынова под этим не совсем обычным углом.
Есть и сторонники даже мистической версии. Якобы на роду Лермонтовых лежало некое проклятие – никто из них не скончался просто от старости. Дед Лермонтова покончил с собой, мать умерла от болезни всего в 21 год, отца не стало в 44… Вот и Лермонтова настиг злой рок, и на нем его род пресекся, поскольку у поэта не было детей.
Сам Николай Бурляев рассказывал журналу «Наше наследие»: «Кандидат баллистических наук, полковник бронетанковых войск Кузеев В.П. приезжал на место дуэли с баллистическими приборами, измерял ими. Самый больший угол наклона – три градуса. Практически ровная поверхность. По свидетельству доктора, осматривавшего тело убитого Лермонтова, пуля попала в тело Лермонтова под углом почти в 40 градусов. … Были разные версии, что Лермонтов был убит, когда он был ещё в седле. Кто-то говорил, что был киллер подсадной из кустов. Но то, что это убийство, политическое убийство, для меня это очевидно абсолютно».
Версию убийства наемным стрелком ещё в 1930-х годах выдвинул тогдашний директор пятигорского музея «Домик Лермонтова» Степан Коротков. Но он сразу был снят с должности с формулировкой «за вульгарную версию убийства Лермонтова».
Свое объяснение гибели поэта давали и писатели. Так в 1952 году Константин Паустовский написал повесть о Лермонтове «Разливы рек», которая заканчивалась прозрачным намеком: «Одновременно с выстрелом Мартынова ему почудился второй выстрел, из кустов под обрывом, над которым он стоял».
А Николай Бурляев указывает: «Все, кто присутствовал при этом убийстве, говорили, что Лермонтов упал замертво, наповал был убит. Поэтому они его бросили и уехали. Но если бы он был тут же убит, то значит, это известно всем медикам, сердце останавливается и кровь не выходит. Когда утром приехали на место дуэли после грозы чудовищной, то увидели, что всё это место, где упал Лермонтов, всё в крови. Это значит, что Лермонтов был брошенный всеми, и секундантами, и родственником Столыпиным. Они потом всю жизнь молчали о том, что там было, как будто понимали, что не будет им наказания, хотя должно было быть. Даже убийцу отправили на церковное покаяние в Киев, и всё…»
Есть и еще одно свидетельство, которое говорит о возможности заговора. Другом последних месяцев жизни Михаила Юрьевича был офицер Руфин Дорохов, летом 1841 года находившийся в Пятигорске. Дорохов откровенно заявил: «Дуэли не было – было убийство».
Фото: © Пальм Елена/
PhotoXPress.ru/Legion-media.ru, Рамиль Ситдиков/РИА Новости
Андрей Соколов
Источник:
www.stoletie.ru
Нет комментариев