Когда человек любит, он готов отдавать – и не чуть-чуть, не какую-то часть, а всё. А на это люди, привыкшие все время потреблять, оказываются неспособны. Сходятся вместе два человека, и друг от друга чего-то требуют, чего-то ждут. Один не дает и ждет, и другой не дает и ждет. Человек приноровился к тому, чтобы потреблять, но никак не смирится с тем, что его потребляют.
Современный человек имеет не то чтобы чувства, необученные в рассуждении добра и зла – он имеет вообще необученные чувства, не имеет культуры чувств и, опять-таки не зная, что такое любовь, принимает за нее какие-то совершенно иные эмоции: от самых низменных страстей до элементарного увлечения. Под влиянием таких ложных мотивов люди вступают в брак, не узнав друг друга, не всмотревшись и не вчувствовавшись, не поняв, кто с ними рядом. И только потом начинают видеть, что совершенно чужие друг другу по своим устремлениям, по внутренней жизни, по сути.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) большинству своих чад не давал благословения на брак, если их отношениям еще не исполнилось 3 лет. Это может показаться жестоким, но такой же приблизительно срок требуется, чтобы человек испытал твердость своего желания принять монашество. Просто за 3 года проходит несколько циклов: и очарование, и разочарование, и подлинное узнавание друг друга, то есть уже устойчивое, серьезное и зрелое отношение. То, о чем я говорю, это принципиально иное, нежели так называемый «пробный брак», в основе которого лежит недоверие. Это обман вместо брака, потому что люди уже живут вместе, но при этом оставляют себе путь к отступлению, показывая: ты еще не стал для меня «своим», я тебя проверяю. Не знаю случая, чтобы это оправдалось.
Живую жизнь ничем не заменишь, и если любящие друг друга люди не живут вместе и не совершают того, что не должно до брака, то это совершенно не значит, что у них не может быть общей жизни. Общей в отношении к происходящему, в отношении к близким, друзьям, к каким-то явлениям окружающего мира. И в этой общей жизни все проверяется, все выявляется. Но для этого необходимо то, что называется внутренней зрелостью. То есть человек должен понять, кто он и чего он хочет, к чему стремится, какие вещи для него являются важнейшими, а от каких он может отказаться.
Чтобы не обмануться и не принять одно чувство за другое, конечно, нужна молитва, причем не формальная, а совершенно живая, когда человек просит Бога дать ему ту ясность, которая необходима, и при этом по-настоящему готов волю Божию принять. Господь такую молитву не оставит без ответа и поможет по Своей милости, благодати отделить страсть от подлинного чувства, кажущееся от действительно существующего.
Игумен Нектарий (Морозов)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1