Каждый помысл, производящий в тебе брань, открывай наставнику твоему. Помыслы исповедовать надобно те, в которых воля наша участвует и соизволяет на них, укосневая, и делается мысленной преступницей пред Богом, но те помыслы, которые только приражаются, а мы с ними не согласуемся, не соизволяем на них и отвергаем, не нужно исповедовать (преподобный Макарий Оптинский). Главное – нужно очищать свою душу исповеданием пред старцем своим помыслов. Ведь помыслы, когда скрываются, рождают страсти, а когда исповедоваются, становятся богоугодными… И если бы духовники или старцы оказались и не очень опытными, не соблазняйся, ибо не несправедлив Бог, – чтобы души, смирившие себя верой и непорочностью, ввести в заблуждение советом и судом духовника. Через исповедание помыслов враг отходит от человека. Надо соблюдать ум от многоведения и любопытства, ибо они рассеивают ум. Расследование и разузнавание о земном – это узы и сети диавола, который покушается победить любопытством. Сомнения, все равно как блудные помыслы и хулы, надо презирать, не обращать внимания на них. Презирайте их, и враг – диавол – не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд и не выносит презрения; тогда они вам нисколько не повредят, особенно если будете открывать их старцу, но открывать блудные помыслы надо не подробно, иначе можешь повредить себе и старцу. Спеши восстановить в душе убеждения, противоположные тем, на коих держится смущающий помысл (например, против неприязни – доброжелательство, против гордости – смирение и т. п. ); думай – и представляй противоположно. Иногда одно презрение прогоняет невидимого врага, а сопротивление только размножает его и раздражает. Дело, свойственное уму, есть не терпеть в себе помысла, который тайно порицает ближнего. Худые помыслы не должно разбирать и обращать на них особое внимание. Отогнать ты гордый и тщеславный помысл от себя ничем не можешь, как только беспрестанным самоукорением и уничижением самого себя (старец Назарий Валаамский). Неприязненность к худым, злым мыслям и чувствам – это сильное, неприятное врагу средство. К нему надо готовиться в мирном состоянии. Надо настоящую возбудить в себе ненависть против врага и приражений его (святитель Феофан Затворник). Худые мысли надо отгонять молитвой: Господи, помилуй мя, яко немощен есть. От напора помыслов, от врага наносимых, читай Св. Евангелие, ибо слова Св. Духа отгоняют мрак душевный, более же вражеский (преподобный Амвросий Оптинский). При помыслах осуждения других надо переходить на осуждение и укорение себя и воспоминание грехов. Хочу дать тебе совет о помыслах: как только возникает в душе нехороший помысл, тотчас нужно перекреститься с умной молитвой – и исчезнет (святитель Макарий Московский). Если посеваются диаволом в нас лукавые помышления, то тотчас должно обращать их в добрые, и они не повредят нам (преподобный Дорофей). Уединение способствует очищению сердца и помышлений. Отгоняются худые мысли чтением Священных книг. Должно, во-первых, всякий день, отходя ко сну, совершать «личную исповедь ко Господу», в коей воспоминается и исповедуется все грешное – в мыслях, желаниях, чувствах и движениях страстных. И, вовторых, совершать ежеминутную исповедь, т. е. всякую мысль, пожелание, чувство и движение страстное исповедать Богу с сокрушением духа и просить прощения и силы избежать впредь (святитель Феофан Затворник). Помыслы всевает враг. Тут противодействующее значение имеет святыня, которой подвижник всегда должен себя ограждать: это – крестное знамение, св. вода, св. елей, призывание имени Иисуса Христа, чтение Св. Евангелия и т. п. Вот благодатные средства, данные от Бога для уврачевания и утешения, к которым нужно прибегать постоянно, потому было бы странно иметь в руках такое духовное богатство и не пользоваться им. Освящение нашего ума, как дело величайшей важности, достигается нашей сердечной молитвой, внимательным чтением Св. Писания и святоотеческих книг, писаний и Богомыслием. К Богомыслию нужно приучать себя постепенно и всеусердно, и притом не иначе, как путем самопринуждения и внутреннего душевного подвига… Привычка сосредотачивать возможно чаще все внимание ума на том или другом помысле о божественном всего скорее и лучше отучает ум от привычной для него прежде рассеянности, поверхности мышления и суждения. Как бы ни благовиден был помысл, но если он отнимает «мир» у сердца, тонко приводит к нарушению «любви с ближними», – он вражеский. Не спорь с ним, не рассуждай, а то уловит – вооружайся скорее против него, гони его прочь от себя оружиями духовными: славословием Бога, благодарением Бога, преданием себя Его воле, укорением и осуждением себя, молитвой. От Иисусовой молитвы рождаются благие мысли. Из сердца непрестанно исходят помышления, иногда добрые, а больше – злые. Злым совсем не должно следовать, но и добрые не всегда должно исполнять: ибо бывает, что и добрые, сами по себе, помышления неуместны на деле по обстоятельствам. Хорошо собирать мысли смирительные и держать их в душе, нежели раздражительные или гордые. Праздность умножает худые помыслы. Когда же кто с радостью переносит труды и скорби, тогда может сильно обуздывать помыслы, потому что сими трудами они приводятся в бездействие. Когда появляются нехорошие мысли, то укори себя за них: «В таком грешнике, как я, и должны быть такие недостатки» (старец Арсений Афонский). Нехорошие книги под головой и во сне могут вызвать греховные мечты. Да вообще христианам нельзя иметь в своих жилищах ни антирелигиозной литературы, ни безнравственных книг. Хорошо иметь память смерти, но с разумом: когда она служит к умилению, к сокрушению духа, к смирению. Если же она производит уныние, то и самая память смерти будет вести не ко спасению, а к погибели. В голове – толкучий рынок, – так нельзя Богу молиться. Трудитесь над тем, чтобы сердце ваше было в каком-нибудь религиозном чувстве… Когда сердце в чувстве, помыслы не беспокоят и все ходят вокруг чувства… Во всякое слово (на молитве) вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте (святитель Феофан Затворник). Когда найдет на тебя смущение какое-нибудь, не размножай его в своем уме и сердце, размышляя, из чего вышла молва и смущение, пропускай, как скоро преходящее, и усиленнее твори молитву внутри себя. Приучи себя в тайне сердца всегда мыслить: «Каждый человек лучше меня». Без этой мысли человек, хотя бы великие дела совершал, хотя бы кровь пролил, – не угоден Богу. По земле пресмыкаются помыслами, о земле помышляют, и ум их на земле имеет жительство свое (преподобный Макарий Великий). Должно знать, что грехи мысли судятся строже, чем грехи воли: вот почему Церковь еретиков от себя отлучает, отсекает, как неисцельных больных, как зараженных духовно-смертоносной язвой, а простых грешников терпит, их покаяния ожидая. Зло ересей, сектантства и раскола вреднее и душепагубнее пьянства, распутства и других пороков воли, порабощенной греху!Опыт говорит, что всякое благое начинание должно начинать тотчас же, как только пришла благая мысль. Не откладывай дела до завтра, если можешь, хоть малую часть его, сделать сегодня. Бог послал тебе добрую мысль: Он поможет тебе и исполнить ее. Начало доброе – половина дела (архиепископ Никон Вологодский). Всякий помысл, сопровождаемый соуслаждением и согласием, подлежит суду, и Бог вменяет вожделение жены в блуд, гнев – в убийство, ненависть – в человекоубийство. От многословия и бесчинных бесед рождается буря помыслов и исступление ума. Господь берет во внимание лишь плоды ума, порождения помышлений и действий, как они обнаруживаются в делах. Наполняй ухо свое духовными словесами, и ум свой отдалишь от нечистых помыслов (авва Фалассий). Святые не останавливались на одном только внешнем труде и учении, а заботились навыкать и внутреннему деланию, то есть умному очищению. Если бы они учились только внешнему учению, а духовному не учились бы, то не были бы святы и благодать Пресвятого Духа не пребывала бы в душах их. Если же дурные помыслы посеются в душах ваших, да будет вам забота как можно скорее их искоренить.
Чем долее они будут оставаться в вас, тем более они доставят вам хлопот и сделаются труднее для победы над ними, когда кто захочет их одолеть. Ум блуждающий исправляют чтение, бдение и молитва. Почаще говорите себе: Господи Боже мой, Создателю мой, Благодетелю мой, не остави мене, Ты мне помоги творити волю Твою, Ты просвети мои мысленные очи сердечные, Ты просвети тьму мою, яко Тобою избавлюся от искушения. Должно говорить злым помыслам: Отступите от мене вси, делающие беззаконие, и не творите дому Отца моего домом купли. Господь возлюбил кротость и уничижение ума.
Должно духовной науке учиться и не оставлять мыслей своих, чтобы бродили без всякого ограждения, обзирая чужие дела и недостатки, и помолиться: Господи, даждь мне мысль благу!
Протоиерей Валентин Мордасов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1