Так, до обращения к Богу человек не замечает за собой грехов и даже не предполагает, что ему надо в чем-то каяться; а после обращения – признает себя грешником.
До обращения к Богу мы видим в себе мнимую праведность; а когда обретаем Бога, то начинаем прозревать свою греховность и немощность.
Получается, что наше самовоззрение очень ошибочно, пока в душу не прольется Божий свет.
Продвижение вперед бывает только тогда, когда чувствуем, насколько мы немощны без Бога
В признании своей праведности – слепота, а в покаянии – прозрение.
И собственно продвижение вперед бывает только тогда, когда мы наконец-то чувствуем, осознаем, насколько мы сами по себе немощны, неустойчивы без Бога.
Парадокс именно в том, что душа, признающая себя погибшей, спасается, а считающая себя спасшейся – погибает.
Оценивать свое продвижение вперед по внешним признакам – ошибка.
Она обернется тем, что мы начнем замечать за собой мнимые успехи, станем специально подсчитывать, сколько всего хорошего мы сделали.
Незаметно в душу входит самомнение, а за самомнением – падение.
Вот, к примеру, один молодой человек решил бросить курить.
Он расстался с курением в первый день Великого поста – прекрасно.
После этого в месте, где он раньше курил, он приклеил к дверце сигарету и написал: «Я сам».
Таким жестом он хотел подчеркнуть, что в нем нашлись силы победить свою немощь, так что к сигаретам теперь он совсем равнодушен.
Однако через два года, когда навалились трудности, он опять начал курить, и очень помногу.
Вот что значит «я сам», вот что значит считать себя крепким духом.
Именно поэтому евангельское совершенство начинается с заповеди: «Блаженны нищие духом…»
Все наши духовные победы могут быть достигнуты только Божией Силой, а самим себе доверять нам нельзя.
Духовную жизнь надо выстраивать не посредством подсчета своих добрых дел, а посредством выявления в себе конкретных немощей, которых мы раньше не замечали и над которыми следует трудиться в ближайшее время.
Загляни-ка внутрь себя и посмотри, что там с твоими сердечными чувствами, когда тебя несправедливо обвинили, обругали, когда тебе предпочли другого, – и ты увидишь, много ли в тебе христианского.
В «Достопамятных сказаниях» рассказывается, как братия хвалили авве Антонию одного монаха.
Когда монах пришел, святой Антоний решил испытать, перенесет ли он оскорбление, и, увидев, что не переносит, сказал:
«Ты похож на село, которое на вид красиво, а по сути разграблено разбойниками».
Так и у нас, когда внешне всё благопристойно, а внутри мы раздираемся страстями: обидами, негодованием, поиском своей личной «правды».
Если я выхожу из себя от чьей-то шутки или попрека, то, значит, духовного возрастания во мне нет.
Если всего лишь чьи-то слова способны лишить меня душевного равновесия, то где во мне духовная прочность и зрелость?
Мы духовно движемся вперед, когда упреки ближних, их раздражение не погашают в нас любви к ним.
Духовно мы продвигаемся вперед только тогда, когда негатив от других людей, их упреки, негодование, раздражение уже не погашают в нас любви к ним.
Когда душа настолько любит, что никакой обидой ранить ее невозможно.
Когда мы начинаем радоваться за успехи ближних, забывая о самих себе, – вот, может быть, первые проявления добра внутри нас.
Но это вершится лишь в свете стремления к Богу и искреннего покаяния в своих душевных немощах.
В этом смысле и исповедь должна быть не формальным перечислением общих всем нам недостатков, а прежде всего исповеданием конкретных своих духовных проблем, болевых точек в своей жизни, которые с ходу разрешить тяжело.
Посмотри-ка повнимательней, на чем ты постоянно претыкаешься, в чем тебе, может, и признаться-то стыдно, – вот это и нужно исповедовать, тогда точно на месте не будет застоя.
Да поможет всем нам Господь не ошибиться на пути духовной жизни.
Священник Валерий Духанин.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев