Как нам радовать нашего Небесного Отца? Ничего непонятного, невозможного в этом нет – нужно просто стараться жить по заповедям Божиим, то есть делать то, чему Он нас учит и что даже требует, и не делать того, что Его оскорбляет. Заповеди – это закон, который Бог дал людям. Когда люди выполняют этот закон, они живут в согласии с Творцом и Спасителем своей души. Заповедей не так уж много: самых древних, главных – десять. Сам Бог сообщил их великому святому древности – пророку Моисею, а тот передал их своему народу и записал в Священной книге – Библии:
Первая заповедь – “Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим” – говорит просто о том, что нужно всегда верить в Бога. Это так же просто и естественно, как верить папе и маме, как верить солнышку в том, что оно будет греть и воде в том, что она будет мыть. Верь в то, что Бог есть всегда и везде, и эта вера должна быть самым главным в твоей жизни.
Вторая заповедь – “Не делай себе кумира” – говорит о том, что нельзя быть предателем, как Иуда. Нужно всегда быть верным Богу и не слушаться дьявола: мы ведь знаем, что он обманщик, лукавый, в Библии он назван “отцом лжи”. Он тихонько нашептывает нам свои дурные мысли (“Не делись конфетами с сестрой, их и так мало. Сам быстро все съешь, никто и не узнает”). Часто мы даже не подозреваем, кто это говорит, и думаем, что сами это придумали. Дьявол предлагает нам сделать что-то, что огорчит нашего Небесного Отца, предлагает нам о Нем забыть. “Кумир” – это все то, с чем мы забываем о Боге. Безумен тот, кто готов поменять маму на куклу, а папу на компьютер. Так же глуп и тот, кто, увлекшись игрушками – детскими или взрослыми – забывает Бога. Он думает, что приобрел много – власть, или богатство, или даже все счастье – но получает только мешок с трухой. Вот Кай забыл о Боге – о Добре и о Любви – и поверил обманщице. И разве был он счастлив со всеми своими ледяными игрушками и драгоценностями в замке Снежной Королевы? Только когда любовь Герды растопила его заледеневшее сердечко, он вспомнил о Боге, и снова стал живым человеком. Поэтому будем всегда более всего земного любить Бога, помнить о Нем, хранить Ему верность – и тогда вся жизнь наша будет освящена свыше.
Третья заповедь – “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно” – требует от нас внимания и серьезности в разговорах с Богом и о Боге: нельзя это делать с хихиканьем, или с ругательством, или просто второпях, чтобы поскорей отделаться. Тебе, возможно, приходилось слышать, как глупо, бывает, ругаются во дворе мальчишки: “Вот тебе истинный крест, я тебе велик-то поломаю!”, или: “Ей-Богу, ты у меня в лоб получишь!” Или насмешничают: “Пусть тебе боженька помогает!” Или просят у Бога чего-нибудь плохого: “Пусть Бог сделает, чтобы эта тетка ногу сломала!” Или – что чаще всего бывает – говорят всякие скверные грязные слова, иногда даже рядом с именем Господа или Его Пречистой Матери. Все это очень, очень плохо. Это грех богохульства, и за это Бог всегда строго наказывает людей. Однако не только это является нарушением третьей заповеди. Если ты, например, с родителями молишься в церкви или дома, а при этом думаешь о чем угодно, только не о Боге (об игрушках, о зверушках, о подушках); если ты тараторишь молитву (быстрей бы дочитать!); если ты небрежно крестишься или плохо ведешь себя в церкви – ты нарушаешь заповедь Божию. Помни, Бог всегда рядом, все видит. Бойся оскорбить Его своей небрежностью или глупостью!
Четвертая заповедь – “Помни день субботний, чтобы святить его” – говорит о том, что нужно жить не только для себя, но и для Бога. Ты ведь понимаешь, что в семье все живут друг для друга: любят, заботятся, помогают. Что это за семья, в которой мама не хочет накормить ребенка, а папе лень с ним погулять? Где ребенок не слушается папу и издевается над мамой? Это не семь-я, а семь-врагов! Так и нам, чтобы быть не во вражде с нашим Небесным Отцом, а в любви, следует помнить о Боге и хранить день субботний (день, посвященный Богу) – жить для Бога. А это значит – ходить в церковь, молиться дома, помогать слабым и бедным, выполнять все заповеди, как бы ни было нам тяжело, скучно или лень. Это наш долг перед Небесным Отцом, и без этого мы не будем иметь права называться Его детьми.
Пятая заповедь – “Почитай отца твоего и мать твою” – напоминает о том, что любить, слушаться, помогать папе и маме, бабушке и дедушке, заботиться о них, когда это будет необходимо – наша обязанность перед Богом. Вспомни, сколько неприятностей бывает у непослушных детей! Вот Буратино папу Карло не послушался – и еле жив остался! Да и то потому, что был хоть и деревянным, но добрым мальчиком: он любил и жалел папу Карло. А вот Золушка так любила своего папу, что ради него готова была все терпеть от злой мачехи. И ты помнишь, как Бог вознаградил ее за любовь, послушание и доброту. А еще мы должны почитать, уважать и благодарить за помощь и вразумление всех наших учителей, воспитателей, священника и всех людей, которые заботились о нас, учили нас добру – этому тоже обязывает пятая заповедь Закона Божия.
Шестая заповедь – “Не убивай”. Конечно, самое страшное – это лишить другого человека жизни, которую даровал ему Господь. Но и убивать, мучить зверей, птиц, насекомых, плохо ухаживать за домашними животными – это тоже грех. А если ты ведешь себя так, что другому человеку горько, грустно, больно, обидно, то этим тоже нарушаешь шестую заповедь. Даже в мыслях своих нельзя желать кому-то зла, плохо о ком-либо думать, ненавидеть, сердиться, ругать: ведь все это убивает любовь, а ведь ты знаешь, что главное чему учит Бог – это любить людей. Помнишь сказку Пушкина “О спящей царевне и о семи богатырях?” Как ужасна красивая царица, которая велела служанке убить молодую царевну! А как несимпатична злая Золушкина мачеха со своими дочерьми! Злые люди, в которых нет любви, и Богу и окружающим отвратительны. И если злодеи не покаются и не исправятся, то Бог их не простит, накажет. Ты же, дружок, старайся по заповеди Божией, всех любить, никому не желать и не причинять зла – и будешь тогда добрым человеком и хорошим христианином.
Седьмая заповедь – “Не прелюбодействуй”. Сейчас везде много неприличных картинок – и в журналах, и на улицах; по телевизору показывают разные гадкие развратные фильмы – не смотри на это, это все грех против Бога. Никогда не повторяй плохих слов, не подглядывай за взрослыми, да и за другими детьми, не трогай себя за скрытые места своего тела: если ты этим увлечешься, то может развиться страшная болезнь души и тела – блуд, и тебе придется много из-за этого мучиться. Будь внимателен и помни, что Бог все видит.
Восьмая заповедь – “Не кради”. Конечно, ты прекрасно знаешь, что воровать очень плохо. Но знаешь ли ты, что не только взять чужое – это грех, но и взять просто не твое (нашел и не вернул, присвоил) – тоже воровство? А бывает, что люди воруют в мыслях: жадничают, завидуют – разве это не грех? Такие жадины и воры всем противны, даже самим себе! Жизнь у них черная: всегда за чем-нибудь гоняются и не могут остановиться. Приобретают богатство – а оно уходит сквозь пальцы, потому что добыто нечестным путем. Добиваются влияния над людьми – но даже друзья от них уходят, потому что воров все презирают. Вон кот Базилио и лиса Алиса всю жизнь старались кого-нибудь объегорить – а где их богатство? Так и остались ни с чем в лохмотьях под забором! Карабас с Дуремаром важные люди, много чего имели да все потеряли, потому что на чужое имущество позарились. А Буратино не был ни жадиной, ни вором – всех злодеев победил и добрым людям помог. И ты, дружок, старайся быть таким же честным и добрым, как Буратино. Не жадничай и никогда не воруй – и помощь Божия будет с тобой в твоих добрых делах. Только всегда помни, что мелкого воровства не бывает, за любое Бог накажет: ворованное, говорится, впрок не идет, а особенно если украл в церкви у бедного, слабого человека – от этого даже твой дом может сгореть. Так что смотри, берегись!
Девятая заповедь – “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего”, или попросту говоря “Не обманывай”. Ты привык по мелочам очень часто обманывать, лгать, и иногда (особенно со страху) бывает, что наврешь с три короба. Но знай, что вранье нестерпимо для Бога и угодно дьяволу – ведь не зря в молитве “Отче наш” дьявол назван лукавым, то есть обманщиком. Старайся изо всех сил не врать, не лукавить, не оправдываться – и Бог тебе поможет исправиться, загладить твой проступок или добиться своего честным путем. Ложь же всегда только кажется спасением, но в конце концов все равно раскроется (“Нет ничего тайного, что не стало бы явным” – сказал Христос), так что только еще и вдвойне будешь наказан! Один вред ото лжи! Вот человек один кричал: “Пожар, пожар!” Все думали, что правда пожар, и прибегали к этому человеку помогать тушить. А он, оказывается, шуточки так шутил! Думал, что развлекается, а люди ему верить перестали. Когда же по-настоящему загорелось, сколько ни кричал человек “Пожар!”, – уже никто ему не верил, никто не пришел, так все и сгорело. А вот Незнайка: как он наврал с три короба в Цветочном городе, как нахвастался перед малышками! И что воздушный шар он изобрел, и что он начальник над всеми малышами-путешественниками! Сначала его все уважали, но все равно вранье вскоре раскрылось: как же ему стыдно было, как он плакал! Хорошо еще малышки добрые были и простили его, а то от стыда хоть помирай! Вот ведь как плохо быть вруном: и стыд, и разорение, и наказание. Так что, дорогой мой, никогда не слушайся лукавого беса, не обманывай.
Десятая заповедь – “Не желай ничего, что у ближнего твоего”, то есть “Не завидуй”. Это значит – радуйся тому, что у тебя есть, и спокойно относись ко всем неудачам, а за все хорошее, что с тобой случается – не забывай поблагодарить Бога. Также учись радоваться за своих близких, друзей, за всех людей, когда видишь, что и им Бог послал что-то хорошее. Даже если у тебя такого нет, а тебе тоже хочется, то не завидуй! Бог в свое время тебе тоже пошлет. Это будет дар Божий. Только не завидуй! Зависть всегда за собой тянет много грехов и неприятностей. Вот завистницы гадкие, злые мачехи Золушки и Спящей Царевны – сколько же они горя своим близким принесли, да и себе жизнь испортили! А сватья баба Бабариха с Поварихой да Ткачихой из “Сказки о царе Салтане”! Они тоже очень много зла из зависти наделали – хотели извести молодую царицу с малышом-царевичем, да сами едва живы остались! Вот что зависть делает – гони ее от себя подальше, мой друг!
Священник Михаил Шполянский
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1