Почему время и пространство не просто формы или субъективные понятия, а именно объективно-реальные формы,
почему Ленин именно так их называет:
Нельзя выдержать последовательно точку зрения в философии, враждебную всякому фидеизму и всякому идеализму, если не признать решительно и определенно, что наши развивающиеся понятия времени и пространства отражают объективно-реальные время и пространство; приближаются и здесь, как и вообще, к объективной истине.
«Основные формы всякого бытия, — поучает Энгельс Дюринга, — суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства» (там же).
Зачем понадобилось Энгельсу в первой половине этой фразы почти буквальное повторение Фейербаха, а во второй напоминание о той борьбе с величайшими бессмыслицами теизма, которую так успешно провел Фейербах? Затем, что Дюринг, как видно из той же самой главы Энгельса, не мог свести концов с концами у своей философии, не упираясь то в «конечную причину» мира, то в «первый толчок» (другое выражение для понятия: бог, говорит Энгельс).
Объективно - реальные - говорит нам, о единстве формы и содержания: о объективной реальности в её объективно-реальных формах в пространстве и времени, нет бытия кроме движения материи и нет движения материи вне времени или пространства. Отрицая это неизбежно происходит скатывание по наклонной плоскости вплоть до «конечных причин» и «первых толчков», и лишение себя объективного критерия, мешающего выйти за пределы времени и пространства. Если время и пространство только понятия, то человечество, их создавшее, вправе выходить за их пределы, и буржуазные профессора вправе получать жалованье от реакционных правительств за отстаиванье законности этого выхода, за прямую или косвенную защиту средневековой «бессмыслицы».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2