Возрожденная во время Второй мировой войны Глинская пустынь стала преемницей и продолжательницей традиций знаменитого Оптинского монастыря. Здесь дивными цветами процвел тот подвиг монашества, который назывался старчеством. Оно золотой нитью тянулось от Фиваиды к Афону, от Афона через преподобного Паисия Величковского в Валахию, оттуда – в Оптину. В обителях, хранивших духовную традицию старчества, главным делом считались не внешние подвиги, а отсечение своей воли и совершенное послушание старцу. Старец как бы являлся для монахов тенью Бога на земле. Монах должен был принести в жертву то, чем согрешил Адам: волю, которая у нашего праотца склонилась к греху, рассудок, который некогда был обманут змеем, душевные чувства, которые в фантастических образах представили первому человеку, что он может быть независимым от Бога, даже больше – равным Ему. Монах отдает старцу свою волю, и этим исцеляется от язв своеволия, которые непрестанно источают гной, отравляющий духовные силы человека; он отказывается верить своему уму, говорит своим помыслам: «Вы лжете», и так ум его становится свободным от внутренних противоречий, от мысленной борьбы, от фантасмагории образов и может без труда сочетаться со словами молитвы. Ум отдавшего себя в послушание становится как бы прозрачным и световидным.
Наша праматерь залюбовалась чудным деревом, она была пленена желанием узнать вкус его плода, очарована собственной фантазией и словами демона. В послушании монах приносит в жертву свои чувства и влечения, он не верит им и как бы говорит: «Вы хотите обольстить меня ложным призраком правды. Если я вижу белый цвет, то я не поверю своим глазам, пока старец не скажет, что это белый; если я увижу черный цвет, то не поверю, пока старец не подтвердит это. Есть только два полюса моей жизни: один – это истинное добро, всецелое послушание старцу; второй – ложь и грех, вера самому себе. Слова старца – свет, в котором отразился вечный небесный свет. Мои помыслы – тьма, в которой отразилась тьма ада».
Эгоизм и самость – это ложная жизнь, которая рождает фантазии. В послушании фантазии исчезают, как тени в лучах солнца, и ум приближается к своей первоначальной простоте. В послушании монах получает прозорливость ума, которая позволяет ему видеть то, что скрыто от мудрецов сего мира, наполнивших свой ум образами земных предметов. В послушании воля получает новую силу: рука старца, как ангельское крыло, поддерживает монаха. В послушании отступают страсти, как звери перед хлыстом укротителя, и душа чувствует новое состояние – тепло Божественной любви.
Продолжение следует…
Архимандрит Рафаил (Карелин),
из книги «ВСТРЕЧА С ПРОШЛЫМ».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев