КАК И НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ, БУДУЩИЙ СХИМНИК В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ ОТКАЗЫВАЛСЯ ОТ МАТЕРИНСКОГО МОЛОКА. КАК ОТ ПЛАТКОВ АПОСТОЛА ПАВЛА, ОТ ВЕЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ПОЛУЧАЛИ ИСЦЕЛЕНИЕ
В Киево-Печерской Лавре готовился предстать пред Господом один духовномудрый старец – архимандрит Мелетий. Желая утешить и ободрить своих духовных чад, которые неотлучно находились возле него, он сказал: «Ах! Слава и благодарение Господу. В каких местах и в какие благодатные времена судил нам Господь подвизаться. Видели мы, поистине, великих светильников благочестия: о. Леонида, о. Макария, о. Моисея (Оптинские Старцы), о. Парфения (иеросхимонах лаврский), а в особенности – владыку, незабываемого Филарета, - при последнем имени больной особо просветился лицом и, после минутного молчания, завершил – если Господь сподобит меня светлостей райских, то я увижу его и всех с ним…» С такими чувствами вспоминали имя митр. Филарета его современники.
Мало кто знает, что как раз благодаря его молитвенным и организационным усилием при Оптиной пустыни был образован скит, откуда и воссияло на весь мир славное Оптинское старчество. Целый ряд прославленных святых с благоговением относились к Киевскому владыке: митр. Московский Филарет, Оптинские старцы, преподобный Парфений и Феофил, святитель Антоний Воронежский и другие.
ОТ РОЖДЕНИЯ МОНАХ
Святитель –схимник родился 17 апреля 1779 года в селе Высоком Орловской губернии и при святом крещении был назван Фёдором. Родители его – о. Георгий, священник с. Высокого, и Анастасия – были людьми скромными и трудолюбивыми. Уже от своего рождения удивительные качества младенца указывали на него как на будущего избранника Божьего: будучи грудным ребёнком, в среду и пятницу держал строгий пост, как и Николай Чудотворец отказывался от материнского молока. Он был подвижником с раннего детства: уже тогда его душа пламенела любовью ко храму Божию и молитве, ради которой он избегал детских компаний и развлечений, часто забывал о еде и покое. Так, его благочестивый отец вспоминал: «Бывало, ночью все спят, а он станет на колени и молится усердно Богу. А чтобы прогулять когда-нибудь вечерню или обедню – Боже упаси! Всегда первый прибежит в церковь и последний выйдет из неё.
Как только мальчик выучился читать, всё свободное время он проводил за чтением Слова Божия и Жития Святых. Однажды, когда он читал житие Филарета Московского, желание посвятить свою жизнь служению Богу и людям охватило всё его естество, и с того времени он принимал твёрдое решение быть монахом. Во время обучения в духовном училище, Феодор дважды хотел тайно уйти в монастырь, но его догоняли и возвращали обратно.
НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПУТИ
Получив духовное образование, Фёдор Амфитиатров был назначен учителем Орловской Семинарии. Так начинается его служение на ниве духовного просвещения, которое он нёс на протяжении всей своей жизни, возглавляя Уфимскую, Тобольскую семинарии, потом Московскую Академию, и, наконец, окормляя Киевские духовные школы. К этому служению святитель относился как к одному из самых важных дел жизни, с ревностностью сея зерна веры и любви в душе будущих пастырей.
В начале великого пути будущего митрополита Киевского Господь попустил ему для утверждения в смирении потерпеть большие скорби – гонение и преследования со стороны своего начальства. В это трудное время единой отрадой для него была Псалтырь, которую он тогда же выучил всю наизусть. Однажды, когда во время коленопреклонной слёзной молитвы он от утомления и чрезмерной печали впал в полусонное состояние, то увидел видение – десницу, писавшую на стене: «Не бойся, судьба архимандрита Филарета в руках Божьих!» Позднее, умудрённый духовным опытом святитель всю жизнь называл своего гонителя, преосвященного Августина, своим благодетелем, который научил его видеть собственные недостатки. А после смерти последнего специально приезжал на его могилу и отслужил панихиду, умываясь слезами благодарности и любви к покойному.
ОТ СЛАВЫ К СЛАВЕ
Шесть лет пробыл в Уфе гонимый архимандрит, терпеливо перенося все скорби и печали и учась кротости и смирению. И вот, пропустив своего избранника через горнило испытаний, Промысл Божий выводит его из-под спуда и поставляет светильников для своей Церкви. Тобольская семинария, Московская академия, епископские кафедры в Калуге, Рязани, Казани – вот путь, которым он прошёл к сану митрополита в святом граде Киева. Этот путь щедро усеян делами милосердия, духовного просвещения, молитвенного подвига – как бы востал один из древних отцов. И везде паства провожала его со слезами, повсюду о нём с благоговением вспоминали как об ангеле, как о дивном угоднике, по молитвам которого Господь творит чудеса. Приведём лишь некоторые из них, свидетельствующие о чрезвычайной, даже среди святых, силе его молитвы, которую даровал ему Господь ещё при земной жизни.
1) В 1842 году, по дороге с Петербурга в Киев, митрополит Филарет заезжал в Оптину пустынь. Во время службы и, в особенности, молебна, как свидетельствует автор истории прославленной обители, «неожиданно опустилось благодать Божия в пределах этой обители, а именно: после продолжительной страшной засухи выпал сильный дождь и спас урожай». Подобный случай, только ещё более впечатляющий, имел место и тогда, когда Филарет был ещё епископом Калужским. Тогда после службы. Во время особого молебна, на безоблачном небе внезапно появились тучи и пошёл дождь, перешедший затем в ливень.
2) Когда святитель был епископом Казанским, ему приходилось заниматься миссионерской деятельностью, обращая в христианство язычников и татар через личную проповедь: делами и словами. Так, в одном из чувашских сёл владыка вначале помолился в церкви, а потом, выйдя на улицу, повернул неожиданно в право. Благочинный который сопровождал епископа, поскольку тот ранее в этом селе никогда не был, заметил, что дом священника, где можно отдохнуть, в другой стороне. Владыка, не сказав ни слова, повернул налево и, не доходя до конца села, зашёл в предпоследний дом. В уголке дома лежал старик, который уже не дышал, с минуты на минуту должна была наступить смерть. Повесив на гвоздь свою епископскую панагию (иконы в доме не было), владыка встал на колени и весь ушёл в молитву. Через пять минут он стал поднимать умирающего и властным голосом повелел: «Вставай!» И человек, одной ногой уже стоявший на пороге вечности, сразу как бы проснулся от сна и припал с благодарностью к ногам своего благодетеля. «Корми сирот, ходи в церковь, слушай попа», - сказал владыка и отправился на отдых в дом священника. Как оказалось, это был единственный кормилец большой семьи. Откуда же, спрашивается. Владыка мог знать село, в котором никогда ранее не был, откуда знал о старике, его внуках-сиротах, когда никто из людей ему об этом не говорил? Поистине, сам Дух Святой водил им, и животворящей силой Духа Святого исцелил он умирающего.
3) В Рязанской епархии владыка посетил деревню, в которой жили раскольники. На смиренные и доброжелательные слова архипастыря они ответили грубостью и угрозами. После отъезда святителя поднялась буря, и от молнии загорелись дома тех раскольников, которые грозили владыке. Этот явный факт гнева Божьего за оскорбление архиерея многих привёл в покаяние и присоединению к Православной Церкви.
4) Под благословение митрополита Филарета подвели одну глухонемую девочку. Не зная о её болезни, святитель спросил: «Как тебя звать, доброе дитя?» «Маша», - ответила она, на удивление всем. И с тех пор навсегда избавилась от недуга, считавшего неизлечимым.
5) Как прежде от платков апостола Павла, так и через вещи святителя верующие получали исцеление. В Казани жена одного купца очень долго не могла родить, так что врачи высказывали опасения касательно её жизни. Как только возложили на неё пояс владыки, она сразу родила ребёнка. Вот только малая часть тех чудес, которые творит Бог через Своего угодника.
ДУХОВНЫЙ ЛИК ВЛАДЫКИ
Как ни поражает сверхъестественная сила благодати, почивающая на архипастыре, ещё в большой трепет приводит сияние Богоподобных добродетелей святителя-схимника, - в первую очередь непостижимой глубины его смирения и всеохватывающей беспредельности милосердия. Ведь как раз эти добродетели, как учит св. Исаак Сирин, привлекают к душе чудотворную силу Духа Святого. И не так испытываешь удивление от сияния бесплотных ангелов, которые по своему естеству праведны, как от ангельского бесплотного жития «во плоти сущих», что есть свидетельством их больших подвигов во имя Божественной Любви, свидетельством их победы над плотью, грехом и дьяволом. Каждый поступок, каждое слово митрополита Филарета благоухали Христовым смирением. Так, в Киево-Печерской Лавре часто присылали на перевоспитание иноков из других монастырей. Кое-кто из братии из-за этого был не доволен, на что владыка смиренно отвечал: «Если не принять в Лавру из-за негативной характеристики, то меня нужно выгнать первым… Ах! Благодарю Тя Господи, яко Твоим всеблагим и неисповедимым Промыслом совершил еси мя, грешного и недостойного, в иноческий лик святой чудотворной Киево-Печерской Лавры, еяже Настоятельница есть Сама Пречистая, Преблагословенная, Пресвятая Владычица наша Богородица Приснодева Мария… А если Она нас, недостойных, не отвергла принять, а других нет».
Необыкновенным было и милосердие владыки. Дверь его кельи была открыта для всех. Он находился в особом веселии духа, когда видел, что приходило к нему много нищих и просящих, и наоборот – печалился, когда почему-то было их мало. В последние годы своей жизни, когда телесные силы видимо покинули его, и он каждый день как-бы умирал, то только молитвы этих убогих и несчастных держали его на этой грешной земле. В это время милостивый владыка часто причитал: «Не удерживайте, отпустите меня… Для чего я вам? Кому я нужен?» И когда ему заметили, что жизнь нужна для многих, в особенности для бедных, вдов и сирот, он ответил: «Да, это правда – много кричат за меня. Заболею – они начинают молится. Видно, крик их доходит к Богу и имеет силу…»
В митрополите Филарете странным образом соединились детская простота и доверчивость с глубокой премудростью и рассудительностью. В особенности советовал своим ученикам беречь добродетель простоты, как небесное сокровище, потеря которого есть значительно большим бедствием, чем потеря земных вещей через злоупотребление ближних. В то же время его указание и наставление были исполнены духовной мудрости. Так, на одном приходе двое священников никак не могли сослужить вместе, поскольку каждый стремился главенствовать: один оправдываясь жизненным опытом, а другой – академическим образованием. Архипастырское решение положило конец этому спору: «Тот из двух священников занимает первенство при общем богослужении, кто сознаёт себя глупее другого». Поистине, мудрость достойная Соломона. Один из подчинённых владыки, утратил покой из-за того, что за свою благотворительность получил неблагодарность. Владыка, расспросив о сути дела, сказал: «От чего ты растерялся и загрустил? Нужно радоваться, когда нас злословят за наши добрые дела. Это самый лучший урок и способ от Господа, чтобы не вошла в душу гордая мысль».
1857 год митрополит Филарет встретил на одре предсмертной болезни, которую он воспринимал как милость Божью и с благодарностью терпел свои страдания. Он уже не мог даже сам подниматься и единственной радостью для него было причащение Святых Христовых Таинств, которые он с трепетом и благоговением принимал ежедневно. 21 декабря большой лаврский колокол возвестил на весь Киев, что возлюбленного владыки не стало.
После кончины владыки открылась его сокровенная тайна, что он, кроме своих святительских трудов, принял на себя особый молитвенный подвиг – святую большую схиму с именем Феодосий. Остаётся лишь удивляться, как мог совмещать этот светильник благочестия прилюдное служение митрополита и молитвенное правило схимника? Во всяком случае, заходил отдохнуть в свою келью он поздно вечером, а начинал своё необычное правило в час ночи, которое длилось шесть часов. И даже во время кратковременного отдыха, во сне, святитель то служил Литургию, то читал со слезами Евангелие и акафисты. Последним его завещанием, которое он просил передавать всем, была просьба, чтобы свято хранила славянский язык богослужебных книг, который наполнен благодатью Духа Святого и являются душой Православной Церкви. Как-будто предвидел владыка те времена, когда гордость человеческая своё «я» будет ставить выше соборного разума Церкви.
@ Составитель Владимир Карагодин.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1