Почему Елизавета Меркурьевна Бём была самой известной русской художницей на рубеже XIX-XX веков?
Автор: Владимир Рогоза
В детстве я любил рассматривать старые фотографии и открытки из бабушкиной шкатулки. Особенно запомнились открытки, они были красочные, добрые и какие-то очень русские. В основном они были поздравительными, но названия праздников тогда для меня звучали загадочно и непонятно: Рождество, Пасха…
Любопытно было почитать, как поздравляли друг друга в начале века. Подруги по гимназии ограничивались стандартным набором пожеланий, только Бога часто поминали. А вот ухажеры так витийствовали, что я не удержался и кое-что передрал, когда подписывал открытки одноклассницам к 8 марта. Правда, потом под мощным давлением пришлось признаться в плагиате и принести бабушкины открытки в школу. Сам не ожидал, что они произведут такой фурор среди моих одноклассниц.
С тех времен я и запомнил фамилию рисовавшей их художницы, благо звучала она странно и сразу же врезалась в память — Елизавета Бём. Интерес к её творчеству появился значительно позже, когда из любопытства взял в читальном зале два альбома, изданные ею еще в конце XIX века. Художница и на самом деле оказалась очень талантлива, широко известна в России и за границей.
Елизавета родилась в Петербурге 24 февраля 1843 года, в старинной дворянской семье. Предки её были выходцами из Золотой орды, чья фамилия Индигир во времена Ивана III русифицировалась в Эндауровых. На лето семья обычно выезжала в родовое поместье Братково под Вологду. Здесь в сельской тиши девочка с увлечением рисовала, ведь вокруг было столько красивого и необычного, что само «просилось» на бумагу. «Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет, — вспоминала впоследствии Елизавета, — иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных; и вот это-то и обратило внимание людей несколько понимающих, что мне следовало серьёзно заняться рисованием».
Стоит отметить, что во второй половине XIX века отношение к девочкам в передовых дворянских семьях изменилось, а их стремление профессионально заниматься музыкой или искусством даже стало поощряться. Родители Лизы не стали препятствовать её желанию учиться в Рисовальной школе Общества поощрения художников, в которую девочка поступила, когда ей было 14 лет. К обучению будущих собратьев по искусству в школе относились серьезно, здесь преподавали лучший педагог-живописец того времени П. Чистяков, художники И. Крамской, Л. Примацци, А. Бейдман. Елизавета училась старательно, став прекрасной рисовальщицей, предпочитавшей работать карандашом и акварелью. В 1864 году она с медалью окончила школу и буквально окунулась в творчество, благо, финансовое положение семьи позволяло это делать без оглядки на заработок.
Комментарии 6