"
На этом фото выпускной класс обычной московской школы 1941 года.
Усталый директор, серьезные лица учителей, строгий военрук, баба Тася уборщица, счастливые улыбки (не удержать, а ведь надо быть серьезным!) на лицах десятиклассников. Они - будущее молодой страны Советов. Быть им инженерами, врачами, педагогами, учеными, красными командирами.
Вот только через 5 лет на встречу выпускников из всего класса придет лишь один из этих мальчишек – молодой лейтенант после ранения. Вглядитесь в лица этих мальчиков – все они, за одним исключением, погибнут в огненном пекле войны, почти все в 1941 и 42 году.
Есть миф, что кочует из одного печатного издания в другое. Мол, в поколении 1923-1924 г. выжило после войны лишь 3% мужчин. Это те, кому в 1941 г. исполнилось 17-18 лет. На самом деле это не так. Достаточно глянуть результаты переписи за 1959 год. Там четко видно, что это поколение понесло огромные потери, заметно больше, чем рожденные 1925-27 гг., но все же меньше чем рожденные в 1918-19 гг. Именно тех, кому исполнилось в сорок первом 22-23 года погибло больше всех. Это они вновь и вновь возвращались на фронт после ранений, погибали и те, кто выжил – все же дошли до Берлина.
Так откуда же миф? Очень просто - этот результат получен по нескольким московским школам, где проводились встречи выпускников после войны. Они и показали столь ужасающую статистику.
Так правда ли это? Правда.
Попробую объяснить вам как и почему это произошло именно с выпуском московских школ 1940-1941гг. Для этого надо понять, что такое выпускной класс в 1941 году. В то время даже семилетнее образование не было обязательным. В городах обязательную семилетку ввели лишь в 1938 году. Десятилетка рассматривалась как первый шаг к высшему или весьма серьезному специальному техническому образованию. Учащиеся 10-х классов должны были стать нашей научной и технической элитой в стране, в которой в 1940 году 6% населения не умело даже читать.
Посмотрите, как гордится парень в верхнем ряду своим значком ГТО («Готов к труду и обороне»), как блестит значок «Ворошиловский стрелок» у юноши во втором ряду. Эти ребята уже в июне-июле сорок первого оббивали пороги военкоматов. Кого-то взяли сразу, кому-то отказали, многих отправили в военные училища – краскомов (красных командиров) не хватало гораздо больше чем красноармейцев. А потом был август-сентябрь 1941 года. Враг рвался к Москве. Фронт рушился. И вот тогда взяли всех добровольцев - близоруких и плоскостопых, хронически больных и студентов – в народное ополчение.
Дивизии народного ополчения формировались за считанные недели, наспех вооружались, наскоро обучались прямо по ходу формирования и шли на фронт. Сколько их там полегло, в полях под Москвой, никто не знает… Одно знаю точно - погибло много больше, чем вернулось.
Ускоренные выпуски военных училищ гнали на фронт молодых лейтенантов. Вместо года-двух – программы сворачивались до полугода, иногда двух-трех месяцев. «Ванька-взводный» – еще полгода назад десятиклассник, что он понимал в этой войне? Средняя жизнь лейтенанта, командира взвода на фронте – месяц. Именно они поднимали солдат в атаку, в них прежде всего стреляла вражеская пехота и снайперы, повезет – ранение, чаще – похоронка.
Так много ли у них было шансов дожить до победы? Очень мало.
А пока они сдерживают счастливые улыбки и смотрят на нас с пожелтевшей фотографии.
Прощайте, девочки и мальчики, и простите нас..
...но ещё больше жаль, когда больше половины твоего класса ушло вроде бы в мирное время, от передоза, водки и бандитских разборок в 90-х...
Нет, это было не мирное время, это была война - волчья война, за деньги, за материальные блага, за теплое место под солнцем...
©Дутов Андрей
ДРУЗЬЯ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на группу "ВКОНТАКТЕ" - "СКАЗАНИЯ о РОССИИ" там ещё больше статей на разные темы ссылка https://vk.com/russkazi
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4