РОПЕТОВЩИНА
Как не покажется это кому-то странным, особенно молодым, но всего каких-то 100 лет назад Россия была законодателем мод в искусстве. «Русский стиль» «гремел» на всех мировых выставках, коллекционеры из Европы и Америки разве что не выстраивались в очередь, чтобы приобрести или просто увидеть артефакты от русских мастеров. Среди архитектурных снобов этот стиль получил - с теремками да кокошниками - получил название ропетовщины: в честь архитектора Петра Ропета. О том, насколько этот архитектор любил и умел обыгрывать привычные вещи, можно судить по экзотической анаграмме его имени.
Ропет Иван Павлович - на самом деле, лишь отчасти "Павлович", и при рождении не был "Ропетом". Отчество он взял дядино, так как рано остался сиротой, и воспитывался у родственников. А вот экзотическая фамилия Ропет - плод его творчества, анаграмма русской - Петров. Этот же прием можно наблюдать и в его творчестве. Будучи продолжателем традиций "русского стиля" в зодчестве, архитектор использовал в декоре новых русских теремов и мавританские элементы, и более экзотические, поражающие прихотливостью орнамента. Именно он - ученик главного хранителя "русскости" Алексея Горностаева - создал тот самый "русский стиль", предваривший искусство модерна. Иван Ропет специально ездил изучать классическую и современную архитектуру во Францию и по Европе. Но, только для того, чтобы вернуться в Россию к русским теремам!
Сначала архитектор занимался декоративной резьбой по дереву и отделкой залов в соавторстве с другими проектировщиками. Его фольклорный стиль сразу же стал популярным при строительстве павильонов на выставках. Очень быстро он приступил и к собственным проектам - архитектурным, декораторским, графическим и дизайну афиш.
Известный предприниматель и меценат Савва Мамонтов пригласил талантливого архитектора в свою усадьбу Абрамцево. Ропет делает несколько эскизов и строит в 1877–1878 годах баню-теремок. Правда, хозяин усадьбы постоянно вторгается в проект художника, и убирает то, что, по его мнению, лишнее.
Баня до сих пор жива - стоит в Абрамцево. А этот квази-псевдо-русский стиль зданий - с теремками да кокошниками - стал очень популярным и получил название "ропетовщины". Критики того времени называли его "будущим архитектуры", и действительно - совсем скоро под его влиянием появился новый большой стиль -модерн.
Иван Ропет напряженно работал и много строил. Но так получилось, что многие его идеи дошли до нас только в рисунках и эскизах, которые публиковались в сборнике "Мотивы русской архитектуры".
«Чем чаще мы смотрим на подобные работы, - писал журнал «Зодчий», - тем более и более убеждаемся, что разработка мотивов древнего, допетровского русского искусства дает нам полное право видеть в них несомненные признаки «русского стиля», потому что произведения эти дышат такою самобытною оригинальностью, что прежняя улыбка сомнения при произнесении слов «в русском стиле» должна исчезнуть сама собою…»
В 1888-м году зодчий строит павильон на Скандинавской выставке в Копенгагене; в 1893-м— русский павильон на Всемирной выставке в Чикаго, в 1896-м — павильон садоводства на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде.
В 1890-м году Ропету поручают строительство каменного здания русского посольства в Токио, а в 1898-м он возводит Народный дом в Барнауле – тоже в русском стиле.
В последние годы жизни архитектор отошел от дел. Заболев во время поездки в Италию – у него отнимались руки, он практически не работал.
Иван Павлович Ропет умер в Петербурге 12 (25) декабря 1908 года, похоронен на Малоохтинском православном кладбище.
Его идеи нашли последователей. Но, как это часто бывает, многие архитекторы стали буквально копировать русские палаты и крестьянские избы или просто подражать большому мастеру.
Почтовые и железнодорожные станции, полицейские участки, многочисленные дачные дома – все это часто возводили в ропетовском стиле. При этом стиль мельчал, из «русского» он как-то стал «псевдорусским».
Тут-то и появилось слово «ропетовщина».
Но архитектор Ропет, хочется заметить, тут ни при чем.
А на смену русским декоративным узорам, стрельчатым окнам и башенкам на рубеже веков уже шел новомодный модерн, объявивший войну прямым линиям и углам – в пользу причудливых изгибов. Но это уже совсем другая история.
©"СКАЗАНИЯ о РОССИИ" #ДутовАндрей ДРУЗЬЯ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на группу каждый день выкладываю статьи, которые Вы нигде больше не прочитаете ссылка https://ok.ru/skazi
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2