Наши предки в этот день вспоминали все, что успели сделать за год, учитывались все сельскохозяйственные работы. Если же дела оставались, то их необходимо было как можно быстрее завершить. Также было принято обращаться с молитвами к святому. Люди просили о мужестве и благополучии. Православная церковь 8 ноября почитает память великомученика Дмитрия Солунского, пострадавшего в 306 году за веру во Христа при правлении императора Диоклетиана. Святой занимал высокий пост проконсула при дворе.
Император не знал, что Дмитрий является тайным христианином и назначил его наместником в городе Солунь, чтобы он от внешних врагов защищал доверенные земли, а также очистил город от христиан. Прибыв на место службы, Дмитрий начал искоренять языческие обычаи и распространять веру во Христа. Император, узнав о происходящем, приказал казнить святого, пронзив копьями. Мученическую смерть Дмитрий принял в 306 году. Его тело погребли верные христиане, а когда к власти пришел Константин Великий над могилой мученика воздвигли храм. Спустя сто лет мощи Дмитрия Солунского были обретены нетленными, при них совершались исцеления и чудеса. Существует предание, что когда на рубеже VI-VII веков авары, пришедшие с Дона, осадили Солунь, на городской стене явился святой Дмитрий, и стотысячное вражеское войско обратилось в бегство.
Житие святого повествует, что он много раз освобождал пленных от ига неверных и помогал им добраться в Солунь. С давних пор на Руси почитали иконы Дмитрия Солунского. У великого князя Всеволода Юрьевича находилась одна из самых ранних икон, которая была написана на гробовой доске святого мученика. Из Солуни во Владимир ее перенесли в 1197 году. Это было расценено как значимое событие, которое внесли в святцы и ежегодно стали отмечать как праздник. Некоторое время икона находилась в Киеве, потом во Владимире, а в 1380 году при князе Дмитрии Донском была перевезена в Москву. Поставили икону в Успенском соборе. В честь глубоко почитаемого великомученика многие русские князья называли своих наследников Дмитриями. Дмитрию Солунскому молятся об оказании помощи на поле брани, о даровании терпения и мужества, об исцелении глазных болезней, о прозрении ослепших.
Еще в дохристианские времена у наших предков зародилась традиция осеннего поминания усопших родственников. Систему таких поминаний упорядочили православные святцы, отнеся их к определенным датам церковного календаря. Дмитриевская суббота - одна из самых важных поминальных сроков. Установлена она была князем Дмитрием Донским в 1830 году после битвы на Куликовом поле, когда в кровопролитном сражении над войсками Золотой орды Мамая была одержана победа, положившая начало освобождению Руси от ордынского ига. Русское войско, выступившее против татаро-монголов, в ночь на 7 сентября 1380 года стало переправляться через реку Дон. На другой день утром был густой туман и только в третьем часу просветлело. К этому времени русские полки выстроились уже за Доном. Вражеское войско спустилось с холма на широкое Куликовское поле, и русские последовали их примеру.
Сторожевые полки вступили в битву, какой на Руси еще не бывало. Дмитрий Донской перед началом битвы встал в первый ряд войска, поменявшись одеждой с Михаилом Бреноком, который вместо него стал под знамя. После сражения Бренока нашли убитым, а рядом с ним полегло много русских бояр и князей, защищавших в бою «князя». Во время битвы великий князь был контужен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где и нашли его после сражения под срубленной березой. Дмитрий Донской приказал совершать вселенскую панихиду о всех воинах, погибших на поле боя, в субботу перед днем памяти его небесного покровителя - Дмитрия Солунского. Со временем этот день признали днем поминовения не только погибших воинов, но и всех усопших. Так Дмитриевская суббота вошла в систему годовых «родительских суббот». В Дмитриев день на Руси повсеместно справляли поминки по усопшим. Дмитриевскую неделю называли родительской, дедовой. Суббота перед днем памяти Дмитрия Солунского особенно почиталась. В народе ее прозвали Дмитриевскою субботой.
Комментарии 2