Известно давно, мужчина в школе — на вес золота, а коллективы в учебных заведениях сегодня по большей части женские. Но вот шуйская школа №4 все-таки отличается от привычного стандарта — педагогов-мужчин там довольно много. Об одном из них — Илье Ледневе — хочется рассказать отдельно.
Илья Вячеславович родом из Верхнего Ландеха. «Когда учился в школе, то классы были небольшими, поэтому учителя вызывали к доске часто, готовиться к урокам нужно было всегда, а мы были шумными, озорными, поэтому наш классный руководитель, учитель математики, когда нас журил, то часто повторял: «Вы вот не были на моем месте, не знаете, как непросто быть учителем! Попробуйте и увидите!» - вспоминает Илья Леднев.
Слова педагога запали выпускнику в душу, поэтому он решил поступать в Шуйский педуниверситет, чтобы стать учителем труда.
Любовь к дереву, к столярному делу парню передалась по наследству. Она от деда Бориса Васильевича Старыгина, искусного столяра-краснодеревщика, у которого в деревне Детково Верхнеландеховского района была мастерская. До сих пор Илья с теплотой вспоминает, как еще в раннем детстве забегал к нему в гости. Запахи дерева, лака и краски, диковинные инструменты, разложенные у деда на верстаке, притягивали. Особенно Илья любил смотреть, как дедушка работает, как из обычного куска дерева — иногда с сучками, с корой, шершавого и колкого на ощупь - его ловкие, сильные руки создавали красоту.
«Лет в десять я уже не только играл с рубанком и долотом и слушал рассказы деда, о том, что нужно делать тем или иным инструментом, но и под его зорким глазом пробовал сам что-то мастерить. Благо ящик с инструментами у него был большой и тяжелый, попробовать можно было почти все. Дедушки Бори давно нет, а его ящик я до сих пор бережно храню как память», - говорит он.
Ни в годы учебы в вузе, ни в свободное время Илья не оставлял свое увлечение деревянными изделиями, пробуя что-то создавать в дедовой мастерской. Когда пришла пора дипломного проекта, то выпускник изготовил журнальный столик. Работать с теплым, ароматным, податливым деревом ему очень нравилось. Это мастерство - настоящий подарок от дедушки, переданный ему по наследству.
Но работать в школе с детьми ему также нравилось. И после окончания университета молодой специалист пришел устраиваться в школу №4. «Помню, тогда я здраво рассудил, что уйти я всегда успею, а пока хочется поработать. Вот уже восемь лет прошло, но что-то менять я не собираюсь», - улыбается Илья.
Вспоминая золотые слова своего классного руководителя, Илья Вячеславович признается, что теперь, когда он на месте учителя, понимает, как непросто работать с детьми. Но как же приятно педагогу, когда у ребят получается запланированное изделие, когда есть отличный результат. Дети все разные: некоторые ловко владеют лобзиком, рубанком, пилой - по таким сразу видно, что не только в кабинете труда на уроках работают, но частенько и дома с отцами что-то мастерят, а другие и физически слабенькие, и делают что-то руками буквально через силу.
«Ребят с математическим складом ума, рукастых, поддерживаю. Им объяснишь, они быстро сделают. А тем, кому сложно закрутить гайку или зажать деталь в тисках, помогаю. Я считаю, что каждый мальчишка после окончания школы должен уметь хотя бы что-то делать своими руками. Это в жизни всегда пригодится», - говорит Илья Вячеславович.
В старших классах учитель объясняет ребятам основы 3D-моделирования и проектирования. Это тоже актуально, дети должны иметь представление обо всем, в том числе и о новых компьютерных технологиях. Но все-таки мальчишкам больше нравится мастерить какие-то поделки. Сейчас, например, помимо основной программы, они вместе с педагогом мастерят скамейку в школьный коридор. Основная работа уже окончена, осталось только отшлифовать деревянную поверхность и покрасить. И в этом ребята активно помогают учителю, заглядывают в кабинет даже после уроков.
Сделали они скамью из крепких сосновых досок, оставшихся от стройки, чтобы не пропали. «Если есть потребность купить материал, обращаемся к директору школы, приобретаем и железо, и саморезы, и фанеру. В этом вопросе также всегда помогает шуйский завод «Эггер», который, например, недавно выделил нам лист древплиты. Стараемся пополнять наши запасы», - говорит учитель.
Вместе с работой в школе Илья не оставляет и свое увлечение. «Инструменты раньше использовал, в основном, ручные, поэтому комфортнее было брать мягкие породы дерева - ель, сосну, лиственницу. Но часть зарплаты я предусмотрительно откладывал на новые инструменты. Постепенно обновлял свою коллекцию», - рассказывает Леднев.
С новыми инструментами появилась возможность работать с твердыми ценными породами дерева. Дуб, акация, ясень, карагач - они отличаются от мягких и рисунком, и структурой, и цветом. Они привлекают к себе красотой, прочностью, устойчивостью к механическим нагрузкам, не загнивают при повышенной влажности. Работать с таким деревом - одно удовольствие, уверяет мастер. Ученики на занятиях, зная о его хобби, часто просят рассказать о каждой породе. Когда выдается свободная минутка, Илья Вячеславович достает небольшие дощечки и ребята учатся различать породы деревьев.
О дереве Илья Вячеславович рассказывает с большим увлечением. О каждой породе может поэму сложить: прочный дуб имеет красивую текстуру и благородную желтовато-коричневую окраску, с ясенем приятно иметь дело, его светло-желтая волокнистая древесина легко поддается воздействию, причем, не растрескивается при сушке. Акация - интересная порода, цвет сердцевины в зависимости от возраста различен - от желтого до коричневого. Чем дерево старше, тем его древесина краснее, под солнечными лучами она может потемнеть, а заболонь обычно медово-золотистого оттенка, поэтому при обработке рисунок может показаться пестрым. «Но как она приятно пахнет при обработке! - восхищается мастер. - Не оторваться!»
Карагач по мощности и плотности сравним с дубом, но его древесина не скалывается при обработке, она сохраняет годичные кольца и практически не подвергается гниению даже при высокой влажности. Несмотря на сложности при распиле, обрабатывается порода достаточно легко, уверяет специалист.
Не удивлюсь, если после таких деревянных историй кто-то из выпускников школы №4 решит поступать в педагогический университет на учителя труда или в колледж учиться столярному ремеслу. Ведь Илья Вячеславович вдохновляет, как и его самого когда-то дедушка-краснодеревщик. А пока Илья Леднев мечтает в будущем построить дом для своей семьи, а рядом для себя - уютную теплую мастерскую, где он, как прежде его дед, будет создавать красоту из дерева.
Екатерина Ивина
Комментарии 19