В наши дни желтые школьные автобусы стали привычными, но долгие годы ученики, живущие далеко от своих школ, ходили по нескольку километров пешком или жили в школьных интернатах. Теперь интернат с небольшим количеством ребят есть только при Некоузской средней школе. А многие современные ученики весьма смутно представляют, что это такое, думая, что интернат предназначен лишь для ночлега учеников, и главное в нем - кровати.
На самом деле в школьных интернатах, если задуматься, проходила почти половина школьной жизни ребят, дом которых находился далеко от места учебы. В интернатах кормили, помогали учить уроки, воспитывали. А так как ребята находились в более тесном и длительном контакте друг с другом, чем в школе, то там возникали свои взаимоотношения, шла своя, не всегда известная няням и воспитателям, жизнь.
Прототипами школьных интернатов на территории нашего края были так называемые "ночлежные приюты", где ребята действительно могли только переночевать в самые лютые холода или половодье. Спали чаще всего прямо в учебном классе на полу, на сене или соломе, принесенными техническими служащими. Под голову ребята клали свою собственную одежду. Кормили таких "ночлежников" картошкой из школьных запасов или тем, что учителя или технические служащие приносили из дому. В классе с ребятами также находился кто-то из взрослых. Известно, что такие "ночлежные приюты" в школах нашего края появились уже зимой 1918-1919 года. Позднее детей, по мере надобности, тоже могли оставить ночевать в школах, но это было в самые лютые морозы или неожиданный разлив реки. Надо заметить, что в 30-40-е годы 20 века начальные школы имелись почти в каждой деревне района, и ученики из них обычно ходили домой, не нуждаясь в интернате. А те ребята, кто продолжал обучение в семилетних или средних школах, жили обычно на частных квартирах.
Первые настоящие интернаты, предназначенные для временного проживания школьников у места учебы, появились в Некоузском районе лишь в 50-е годы 20 века. В 70-е годы их уже насчитывалось 17. Где-то, например, при Некоузской и Веретейской восьмилетних школах, это были специально построенные типовые здания, а где-то, например, в с. Спас-Ильдь, приспособленные под них. Кстати, в Спас-Ильди под интернат использовали бывший дом священника Покровского, заметно выделявшийся своими размерами среди других построек села. Иногда под школьные интернаты перевозили подходящее здание из другой местности. Например, в с. Станилово долгое время интернатом служила перевезенная из деревни Романиха начальная школа.
Оборудование интернатов было самым простым - кровати, большие столы, где ребята учили уроки, а иногда и длинные скамейки. Тумбочек не хватало, шкафов часто не было совсем. Так, еще в 1975 году в справке о проверке работы интерната при Спас-Ильдинской 8-летней школе сказано, что "...интернат ...плохо обеспечен мебелью, нет ни одного шифоньера, в комнатах девочек и мальчиков имеется лишь по одной тумбочке, недостаточно стульев, покрывал нет вообще, поэтому внешний вид спальных комнат, несмотря на чистоту, небрежный".
К материальному обеспечению интернатов требования были довольно строгие. В основе их лежало "Положение о школьном интернате МПСССР от 1948 года". Как и в любом детском учреждении, надо было соблюдать тепловой и световой режим, строгие санитарные нормы и нормы питания учащихся.
В большинстве интернатов были печи, под потолком висели обычные электрические лампочки, поэтому тепла и света до нормы не всегда хватало. Правда, в 70 -е годы и в школах, и в части интернатов печи были заменены водяным отоплением, но не везде. Например, в 1969 году в интернате Некоузской средней школы было 9 печей, а в 80-е годы здесь уже имелись батареи. А в Спасе интернат длительное время отапливали 2 печи-голландки и 1 камин.
Непросто обстояло дело и с питанием интернатовцев. Положенные нормы часто по ряду объективных причин не соблюдались. Так в Спас-Ильди ребят из интерната кормили в совхозной столовой, поэтому меню было такое же, как у взрослых работников совхоза. Лишь утром варили кашу, а ужин в основном состоял из того, чем кормили в обед на второе. В акте проверки интерната за октябрь 1975 года отмечалось, что питание учащихся однообразное, рыба и овощи бывают редко, что объясняется малым ассортиментом товаров в местном магазине. Хотя в том же акте сказано, что питание детям нравится. И действительно, совхозный повар Тамара Павловна Шитова готовила вкусно, особенно удавались ей борщ и котлеты.
Примерно в те же годы в интернате Некоузской восьмилетней школы, где была своя собственная столовая, очень вкусно готовила Зинаида Александровна Третьякова.
Вкусно кормили ребят и в интернате Лацковской школы. Вот таким, например, было меню 23 сентября 1975 года:
Завтрак:
1) Вермишель отварная.
2) Кисель.
3) Хлеб белый и черный.
Обед:
1) Щи свежие с тушенкой.
2) Пюре картофельное с маслом.
3) Какао,
4) Хлеб белый и черный.
Ужин:
1) Каша пшенная с молоком.
2) Яблоки.
3) Хлеб белый и черный.
Воду для приготовления пищи положено было брать из водопровода или колодца, но такая возможность была не всегда. Например, в интернате Шестихинской школы, который находился тогда в деревне Поповка, воду носили с речки Уры, в Станилове воду брали из р. Сить. Для хозяйственных нужд обычно использовались пруды.
Количество детей, проживающих в интернате, было разным. Так, в 1975-1976 году в интернате Некоузской средней школы числилось 79 учеников, в Спас-Ильдинском - 14, а в Ковезинском - всего 5, что нормам совершенно не соответствовало. Интересно, что в реальности в интернате Ковезинской школы в тот год жило всего 3 человека., до дома которых было более 3-х километров. Все трое учились в начальных классах.
За воспитанниками интерната, независимо от их возраста, нужно было присматривать, контролировать то, как они готовят домашние задания, развлекать и организовывать досуг, оберегать ночной сон. На ночь с детьми оставались ночные няни. Так, в с. Спас-Ильдь няней долго работала Антонина Макарычева, в Станилове - Галина Васильевна Брагина (по совместительству еще и повар). Но основная ответственность ложилась на воспитателей. Так, в интернате Некоузской средней школы в 70-80-е годы воспитателем работала Нина Андреевна Смирнова, имеющая среднее специальное образование. В интернате Лацковской школы у воспитателя Ольги Ивановны Кондаковой было незаконченное высшее образование (учительский институт) и до работы воспитателем она 25 лет преподавала русский язык и литературу. Иногда воспитателей было несколько. Так, в конце 70-х годов в спасском интернате работали и получали по 0,5 ставки учительницы начальных классов Лидия Николаевна Королькова и Юлия Михайловна Ремеслова.
Воспитатели, как могли, помогали детям учить уроки, объясняли непонятный материал. Но по правилам в интернаты по специальному графику должны были приходить учителя и проводить с детьми консультации. Это требование не всегда соблюдалось. Как показывали неоднократные проверки РОНО, даже график посещения учителями интерната иногда не был составлен.
На подготовку домашних заданий обычно отводилось время с 17 часов до 19 часов. До этого периода у воспитанников было свободное время. Они гуляли, зимой катались с гор на лыжах и санках. Особенно хорошие горы были рядом с интернатами в Шестихине и Спасе. Имелись и другие развлечения. Например, мальчики из Старого Некоуза увлекались футболом.
Даже в Ковезине для трех живущих в интернате человек осенью 1975 года воспитательница Галина Николаевна Тупицына провела на воздухе эстафетный бег, соревнования по прыжкам через скакалку, игры с мячом и прогулку в лес. Ребятам также читали сказки, показывали диафильмы. Были занятия с бумагой и ножницами - дети вырезали закладки и салфетки.
А воспитанники интерната Спас-Ильдинской школы в середине 70-х годов очень любили вместе с воспитательницей ходить в расположенный неподалеку лес, где у них была игровая поляна. Даже зимой до этой поляны добирались на лыжах. А дни недели в этом интернате всегда были распределены. Вечером в понедельник ребят ждали загадки и песни, прослушивание грамзаписей, оформление комнат, во вторник был вечер бесед, в среду - вечер игр, четверг посвящали чтению книг. Вечер пятницы был самым ответственным - проводилась политинформация, шло подведение итогов успеваемости и поведения за неделю, планирование дел на следующую неделю.
В 50-80-е годы в образовании большое внимание уделялось трудовому воспитанию детей. Те ученики, которые жили в интернате, тоже должны были принимать посильное участие в обслуживающем труде. Раздел "Трудовое воспитание" был обязательным в планах работы воспитателя. Сообразно этому плану, шестихинские ребята убирали комнаты, носили с реки воду, дежурили по кухне и ходили за молоком на ферму. В интернате Нового Некоуза была создана специальная санитарная комиссия из 5 человек (по человеку от каждой комнаты). Члены комиссии каждое утро проверяли санитарное состояние спален и выставляли оценки в специальную тетрадь. В конце месяца на общем сборе подводились итоги, и лучшей комнате вручалась настольная игра.
Елена Чернухина
Источник: Альманах. История земли Некоузской. Выпуск № 3. Издание МУК "Некоузский историко-краеведческий музей". Редактор-составитель С. Бакулина, 2014 - 68 с.
Фото из источника
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 15