Контекст жетона:
В первые дни войны бронетанковые войска РККА понесли большие потери и ситуация грозила превратиться в катастрофу. Ресурсов, чтобы быстро возобновить состав, не было. Тем более, встал вопрос об эвакуации танковых и других заводов на восток. Поэтому, уже 17 июля 1941 года руководство страны приняло решение о разработке лёгкого танка на мощностях автозаводов. В августе начались штучные выпуски на Харьковском и Сталинградском предприятиях, но вскоре основное производство было организованно на Горьковском автозаводе.
На тот момент уже был разработан полноценный танк Т-50, но непрофильные заводы не могли освоить трансмиссию. Пришлось за основу взять лёгкий плавающий танк-разведчик Т-40. Его «разучили» плавать и нарастили броню. Новый Т-60 вооружили авиационной пушкой ШВАК -20 мм. 750 патронов давали возможность вести автоматическую стрельбу, поражая огневые точки противника, а осколочными снарядами косить пехоту. Но были и недостатки. Авиационная пушка оказалась капризной к грязи, случались частые перекосы патрона, заклинивание. Пушка не пробивала броню всех без исключения немецких танков, поэтому рекомендовалось стрелять только по гусеницам и стволу.
Танк получился быстроходным. Он мог развить скорость до 60 км/ч. Но с проходимостью боевая машина испытывала проблемы. Преградой становился снег выше 30-40 см. В распутицу узкие гусеницы зарывались в грунт. Во время атаки приходилось резервировать в тылу танки-тягачи, чтобы иметь возможность оперативно вытаскивать застрявший танк, который становился лёгкой мишенью.
Броня Т-60 защищала экипаж только от винтовочных пуль, осколков и снарядов до 38 мм. А значит, любое попадание более мощного снаряда вело к гибели машины и экипажа. Спасала скорость и манёвренность. Мехводу рекомендовалось вести танк «галсами», меняя направление движения, чтобы затруднять противнику прицеливание.
По ТТХ, Т-60 примерно соответствовал немецкому Панцер-2, но у советского танка отсутствовала радиосвязь, что серьёзно затрудняло боевую работу. Сигнальная система флажками, в дыму боя оказалась бесполезной. Но зато, Т-60 имел предпусковой подогреватель, что избавляло экипаж от проблем с запуском в зимнее время.
Танк весил 6 тонн и оснащался бензиновым двигателем ГАЗ-202 70 л.с. Мотор находился непосредственно в боевом отделении. Во время боя температура двигателя достигала 100 градусов. Пары воды, бензина и дым, сгоревшего пороха, создавали в небольшом пространстве мини ад. Танкисты буквально ненавидели этот танк, называя его БМ-2 (братская могила на двоих). Ненавидели этот танк и солдаты Вермахта, называя его «саранчой», за массовость и вредоносность.
Зато, эрзац-танк любила наша пехота, называя другом. Ведь он и к линии фронта подбросит, и огнём прикроет, и на себя огонь врага примет. Ведь с танком всегда веселее, чем без танка.
Т-60 выпускался до февраля 1943 года. Он поучаствовал во всех значимых сражениях того периода. И главное, он выиграл у противника время на формирования новых бронетанковых бригад.
Всего было выпущено 5780 танков Т-60. Но, когда ему на смену пришёл полноценный Т-70, Т-60 не списали. Он по-прежнему воевал и даже некоторые экземпляры дошли до Берлина. Правда, Т-60 больше стали использовать для разведки, как тягач в артиллерии и учебную машину, но по-прежнему солдаты уважительно относились к «боевому другу».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
Плохо, если так. Но уже ничего не поделаешь. Цена ошибки 60 тыс руб. А лишних денег и времени на переделку нет. С огромным трудом наскребаем сумму на выкуп тиража, запихивая в неё и зарплату за пару месяцев.
Можете пока поспрашивать позывные, чтобы к тиражу и отправке всё было готово.