Спасо-Преображенский храм, расположенный на территории знаменитого монастыря Евфросинии Полоцкой, второй на территории Восточной Руси и единственный в Беларуси собор XII века с хорошо сохранившимися фресками. При расчистке их от поздних наложений красок реставраторы с удивлением обнаружили, что уцелела практически вся площадь фресок.
На одной, найденной в келье святой Евфросинии, был изображен даже изначальный вид храма.
Хотя первоначально церкви на территории Древней Руси возводились по византийским канонам, но даже первые постройки уже отличались более сложной конструкцией, многоглавием – верхами, поднятыми на высокие барабаны.
Причем если в Киеве и Новгороде еще частично использовались византийские панно, то в Полоцке их полностью заменили на фрески – рисунки по сырой штукатурке, нанесенные минеральными красками особого состава, благодаря которому росписи смогли сохраниться так долго.
Все рисунки на стенах, столпах и сводах храма, внесенные сегодня в наследие ЮНЕСКО, выполнялись византийскими мастерами при благословении самой преподобной святой Евфросинии. Причем сюжеты не повторяются больше ни в одной из древнерусских работ подобного типа.
Изображения знаменитых святых и отрывки из библейских сюжетов были расписаны в византийском стиле. Стиль рисунков имеют некоторые различия, что является проявлением индивидуальности художников. Так, в композиции «Евхаристии», обряда освещения хлеба и вина, лики Христа и апостолов расписаны в классическом стиле. Пропорции лиц и фигур больше свойственны стилю писания мастеров из Константинополя.
Остальные фигуры, изображенные на фресках, имеют большие головы. Подобным способом иконописцы достигали большей выразительности ликов святых. О безусловном таланте местных художников говорит умение сочетать масштабы самого храма с размером композиций. Здесь практически нет мелких рисунков, и поэтому нет ощущения тесноты помещения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев