Об уникальном иконописце известно совсем немного. Принято считать, что родился художник в 1360 г. Место рождения неизвестно, как и мирское имя его. Скорее всего имя Андрей монашеское и получил он его в зрелом возрасте. Фамилий в то время у простых людей не было. А прозвище Рублёв, предположительно, произошло от слова «рубель» — приспособление для выделки кож. Что дает основание предполагать, что Андрей происходил из семьи ремесленников.
При жизни он был дважды упомянут в летописях. В 1405 г. писали, что он с Феофаном Греком и Прохором с Городца приступил к росписи Благовещенского собора. В 1408 г. вместе с Даниилом был послан во Владимир обновлять Успенский собор.
Успенский собор был заложен в 1158 г. Андреем Боголюбским. В соборе поместили реликвию - чудотворную икону Божьей Матери византийского письма, которая позже стала называться Владимирской.
Собор перестроен после пожара Всеволодом Большое Гнездо. С трех сторон пристроили высокие галереи. Единственный пятиглавый храм стал еще просторнее. Впоследствии его миловали пожары и недруги. Но храм со временем ветшал.
И вот после известных событий 1395 г., когда чудотворная икона Владимирской Божьей Матери спасла Москву от нашествия Тамерлана, Василий I направил московских мастеров Даниила Иконника по прозвищу Черный и Андрея Рублева обновить живопись.
В то время стены расписывались в технике фрески. То есть по сырому грунту-левкасу, который накладывался тонким слоем, писали водяными или темперно-клеевыми красками. Техника фрески ограничена цветовой палитрой.
Весь объем росписей 1408 г. неизвестен. Сохранилось ок. 300 кв. м. И это достаточно много, чтобы полюбоваться средневековыми фресками великих мастеров.
Часть фресок объединена темой "Страшный суд", "Второе и страшное Христово пришествие" и темой "Рая". Умиротворенный облик Христа и гармоничный колорит фресок обещают не кару, а милосердие.
На западной стене под сводами изображены апостолы, в том числе Павел и Петр. Рядом с Павлом Матфей, Лука, Марк, Андрей.
Рисунок фресок легкий, позы, жесты выразительны и убедительны. От фресок исходит ощущение мудрости, милосердия, возвышенности, благости, спокойствия, духовного единства.
Рублев опирался на византийскую и московскую (Феофана Грека) школы, но при этом использовал свое видение и отношение к храмовой росписи, присущие только ему.
Иконописца чтут и сегодня. Он причислен к лику святых. Во Владимире недалеко от Успенского собора в 1995 г. установлен бронзовый памятник (скульптор О. Комов). Изображён художник в монашеской рясе за работой.
Нет комментариев