В 2025 году продолжит расти локальное производство бытовой техники в России, а важным вызовом для отечественных производителей останется конкуренция с китайскими брендами, рассказали «РГ» эксперты.
По данным компании Gradus Retail Index (GRI), сегодня основные усилия направлены на снижение зависимости от импортных комплектующих. В целом же в стране выпускают около до 50 процентов бытовой техники, которая представлена на отечественном рынке.
Так, в 2024 году в России было произведено около 15 млн единиц крупной и малой бытовой техники, в том числе — около 3 млн единиц холодильников и морозильных камер, 2,5 млн единиц стиральных машин, 1,5 млн кухонной техники, более 7 млн малой бытовой техники (пылесосов, утюгов и другой).
Отмечается также, что в России и соседних дружественных странах расположены крупные производства по выпуску холодильников и морозильников. Среди ключевых центров выделяются завод Haier в Набережных Челнах, белорусские компании «Атлант» и «Горизонт», а также предприятия в Ростове-на-Дону, Липецке, Саратове и Подмосковье. Эти заводы обеспечивают широкий ассортимент продукции — от доступных моделей для массового потребителя до премиальных решений. А, например, в Калининграде собираются телевизоры.
После ухода западных брендов отечественные производители заняли прочные позиции на рынке, говорит директор по развитию компании Gradus Владимир Васюткин. По его словам, бренды из России и бренды с заметным российским участием, такие как Weissgauff, Polaris, Scarlett и Kitfort, сегодня демонстрируют впечатляющий рост. Так, в прошлом году в сегменте крупной бытовой техники Weissgauff стал лидером, заняв около 16% объема продаж в штуках и 15% в рублях. На втором месте — Indesit, у которого 8% объема продаж и 8% по выручке.
В сегменте малой бытовой техники лидирует Polaris, который занимает около 14% рынка по доли продаж и 10% по выручке. Scarlett и Marta делят второе и третье места с долями около 11% и 10% по количеству продаж соответственно, Kitfort занимает четвертое место, охватывая 9% рынка по количеству продаж и 6% по выручке. Замыкает пятерку лидеров китайский производитель Xiaomi с долей 9% по количеству продаж, но значительно выделяется по выручке, занимая 21% рынка.
Васюткин обратил внимание, что российская и белорусская техника в среднем уступает китайской в технологичности и дизайне, но она выигрывает по цене и адаптации к местным условиям (энергоэффективность, устойчивость к перепадам напряжения). Так, локальные бренды предлагают более доступные модели, что делает их конкурентоспособными в условиях снижения доходов населения. А близость производственных мощностей (Беларусь и Россия) позволяет сократить логистические издержки, что также снижает конечную цену.
Комментарии 1