Российские авиазаводы в 2024 году были заняты процессами обновления мощностей и вводом в строй нового промышленного оборудования. Но если у гражданских это происходило фактически в режиме ожидания развёртывания выпуска новых машин (МС-21-310, Ту-214, «импортозамещенный» Суперджет), то у военных при этом выдерживались темпы производства заказанной государством техники.
Так, ВКС России получили в течение 2024 года все запланированные боевые машины Су-34, Су-35С и Су-57. А что с военно-транспортной авиацией?
В конце декабря завод «Авиастар» (официальное название — филиал ПАО «Ил» — «Авиастар») в Ульяновске сдал 6-й новый Ил-76МД-90А с начала 2024 года. Много это или мало?
Ил-76МД-90А («изделие 476») — глубокая модернизация военно-транспортного самолета Ил-76, в Ульяновске ее начали строить в 2010-2011 годах. Проект начинался сложно: завод до этого «семьдесят шестой» не выпускал, в СССР производство Ил-76 предыдущих модификаций велось в Ташкенте, ставшем в 1991 году столицей нового государства Узбекистан. Между 1991 и 2010 годами между Россией и Узбекистаном предпринимались различные попытки отладить сотрудничество по проекту Ил-76, но затем узбекская сторона закрыла авиапроизводство, а в России пришлось начинать его заново и самостоятельно. Плюс самолет доработали с учетом требований времени, а это тоже потребовало времени и ресурсов.
Такая ситуация на старте проекта в Ульяновске и проблемы российского авиастроения в целом, из которых выходили долго и сложно в 2010-х годах, значительно растянули по времени начало серийного производства новой версии Ил-76 — Ил-76МД-90А (Ил-476). После завершения испытаний первых машин, собранных на «Авиастаре», завод несколько лет не мог выйти на серийное производство, выдавая российским военным по 1-2 машины в год. Вечно это продолжаться не могло, и при поддержке государства в Ульяновске всё-таки смогли начать увеличивать объемы.
В 2019 году российским военным сдали 3 серийных Ил-76МД-90А, в 2020 году — еще 3, в 2021 году — 2 (в этот год налаживали новую сборочную линию), в 2022 году — 5, в 2023 году — 6, в 2024 году — 6. В начале 2025 года можно смело говорить, что 6 машин в год — это достигнутый уровень, и на очереди — отметка в 8 машин ежегодно (с перспективой выйти на те самые 12 Ил-76, под которые расчитана современная сборочная линия на «Авиастаре»).
Комментарии 1