В этот день продолжали праздновать «Бабьи каши» (8 января). В храмах проходила служба иконам Богоматери «Чрево рождения» и «Помощь в родах».
9 января крестьяне придерживались запрета работать режущими инструментами и прясть. Святого Сефана считали покровителем лошадей, потому в день его памяти лошадок поили через серебро, т.е. положив в воду какой-то серебряный предмет.
В Степанов день в некоторых местах за деревней выставляли колья, на которые на следующий день крестьяне повязывали тряпицу и загадывали желание. Чтобы ведьмы не могли подойти к дому по углам двора ставили осиновые колья.
В этот период начинались молодежные вечеринки. Ряженые девушки и парни ходили по дворам. Молодые женщины 9 января хоронили свою грусть-печаль. Для этого устанавливали «чашу пагубную» в заранее подготовленном месте. Девушки по очереди сливали в неё воду, будто смывали с сердца тоску.
О Степановом дне в народе говорили:
Пришел Степан на нем красный кафтан (морозный день).
В день святого Степана каждый чувствует себя паном.
Эта дата считалась одним из годовых сроков для найма работников. По этому поводу народная поговорка гласит: «На святого Степана каждый сам себе пан». В Степанов день работник мог припомнить хозяину все обиды и высказать недовольство. В этот день батраки сводили расчет с барином и заключали договор на следующий год, а если хозяин им сильно насолил в предыдущем году, то вполне могли расторгнуть прежний договор.
В это время в северных областях обычно проходили выборы пастуха, которые закреплялись общей трапезой с алкогольными напитками. Наем работника, пасущего скот, был очень важным делом. Проводили его на собрании всего сельского общества. Учитывался опыт человека, его профессиональные знания и репутация. В особом почете были пастухи-колдуны, которые обладали тайными знаниями и могли договориться с лешим или его детьми. Крестьяне старались не ссориться с выбранным пастухом, опасаясь, чтобы он не отдал лешему корову обидчика.
Наши предки верили, что пастухи с лешими живут в особой дружбе. Они знают специальный заговор, благодаря чему могут нанимать леших на службу охранять и пасти стадо. Обычно весной пастух-колдун идет в лес, садится на осиновый пень и читает заклинание. На его зов тут же является леший (существо огромного роста, всегда без бровей, которое никогда не подпоясывается и закидывает левую ногу на правую) и пастух с ним договаривается.
Каждый уважающий себя пастух ранней весной сам изготавливал себе музыкальный инструмент. Рожка обычно хватало на один сезон, поэтому каждую весну его приходилось изготавливать заново. Пастушья труба служила сигнальным инструментом, на котором исполнялось несколько наигрышей: выгон и сбор скота, перекличка пастухов между собой и пр. Но помимо этого инструменту приписывалась и магическая функция. Считалось, что его звук способен «заигрывать» пасть дикого зверя, содействовать хорошему нагулу и выпасу скота.
Связь пастуха и его рожка или трубы с демоническими существами и с миром природных духов накладывала ряд запретов на обращение с пастушескими музыкальными инструментами. Например, никому, кроме самого пастуха, не разрешалось их трогать.
По народному мнению, большой магической силой обладал батожок, который изготавливали из рябины. На нем делали зарубки, количество которых соответствовало количеству ног скота в стаде. Пастух в день первого выгона скота держал батожок под мышкой, потом им же гнал скот на пастбище и закапывал его втайне от всех в сыром месте. По завершении пастьбы, пастух откапывал и сжигал батожок.
Человек, родившийся 9 января, будет строгим хозяином. В качестве талисмана ему подходит яшма.
Нет комментариев