Считается, что 24 декабря 1825 года в деревне Жостово (к северу от Москвы) местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном Осипом открыли мастерскую по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Считается, что жостовская роспись является последовательницей тагильской - самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой в Нижнем Тагиле относится к 1746 году. Жостовский промысел зародился в начале 19 века сразу в нескольких деревнях Троицкой волости - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других, и кто из мастеров был первым трудно узнать.
Прижился этот промысел больше в Жостово, а в документах сохранилась запись: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г."
Как видно, ассортимент изделий был большим, но металлические подносы со временем вытеснили папье-маше. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм - от больших трактирных до маленьких "закусочных"; по форме - круглые, овальные, шести и восьмиугольные, и даже треугольные.
Подносы изначально ковали вручную, а сейчас - методом прессования. После придания формы их грунтуют, затем покрывают эмалью и расписывают вручную. Фон, как правило, чёрный, реже - красный, но встречаются и другие цвета. Основным мотивом жостовской росписи является цветочный букет, по краю поднос украшают растительным орнаментом. Работают мастера масляными красками, которые разводят льняным маслом. После росписи жостовские подносы трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют вручную до зеркального блеска.
В 20 веке в селе Новосельцево Мытищинского района сформировалась Новосельцевская трудовая артель. Спустя два года в Жостово образовались еще две ветки – "Жостовская трудовая" и "Спецкустарь", а вслед за ними - "Лакировщик", "Свой труд". В 1928 году они объединились в артель "Металлоподнос".
Попытки внедрить в советское время чуждые промыслу элементы встретили сопротивление мастеров, которые сумели сохранить уникальный стиль жостовской росписи.
В 1960-е годы художественная роспись подносов приобрела популярность как в СССР, так и за его пределами. Жостовские подносы из бытового предмета превратились в декоративный, став неотъемлемой частью культурного наследия России.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев