Вслед за напряжением неизбежно наступает и физическое, и эмоциональное опустошение. Поистине страшно, когда упадок сил от трудов совпадает со старческой немощью. Картина «Тапёр» написана Михаилом Нестеровым в 1885-м году.
Последние гости давно разъехались по домам, а седой музыкант продолжает сидеть в углу опустевшего зала. После топота безостановочно танцующих ног наступившая тишина одновременно и Божье благословенье, и печальный символ одиночества. Измождённый старик забыт людьми так же, как позабыты на венском стуле перчатки, снятые в разгар веселья ветреной хозяйкой.
В подсвечниках догорают свечи. Их колеблющееся пламя выхватывает из полумрака массивный резной корпус фортепиано, украшенного по краям фигурками грифонов. Клювы бездушных фантастических существ хищно приоткрыты. В согбенной фигуре человека читается неимоверная усталость от жизни, от изнуряющего на закате дней ремесла и от тяжкого осознания утраты не по своей воле растраченного таланта.
С французского языка слово «tapeur» переводится как «стучать». Ныне изжившая себя профессия была особенно востребована во второй половине XIX – начале ХХ столетий. Сначала пианистов приглашали для звукового оформления танцевальных вечеров, а позже для сопровождения «немых» кинофильмов. Исполнительская тонкость роли не играла, ценилось мастерство импровизации и готовность пребывать за инструментом много часов кряду.
Сегодня полотно хранится в Уфе в коллекции Башкирского государственного художественного музея.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев