“Бронированный автомобиль”, разработанный инженером В. Д. Менделеевым, можно считать одним из наиболее проработанных проектов сверхтяжелого танка времен Первой Мировой войны, если не считать почти построенного в конце 1918 года немецкого “K-Wagen”. Работа над этой боевой машиной, большее соответствующей сверхтяжелой САУ огневой поддержки, была начата в 1911 году, но только 24 августа 1916 года проект был подан на рассмотрение комиссии ГВТУ.
Полагая, что танк должен быть настоящим “сухопутным броненосцем”, Менделеев решил позаимствовать некоторые конструктивные решения от кораблестроителей. Корпус машины, согласно проекту, имел резко выраженную коробчатую форму. Лобовой и кормовой листы, а также бортовые панели были цельнолитыми, а крыша собиралась из пяти поперечных листовых секций. Защищенность танка тоже мало чем уступала броненосцам – толщина брони в лобовой части составляла 150 мм, бортов и кормы – по 100 мм. По замыслу Менделеева столь толстая броня была нужна для защиты от бронебойных снарядов калибра до 6 дюймов (152,4-мм), но теоретически она могла выдержать попадание более тяжелого боеприпаса.
Не менее внушительным было и вооружение. В передней части корпуса на тумбовой установке, конструкция которой напоминала корабельную, устанавливалась 120-мм пушка Канэ с подвижной плоской маской. Легкое стрелковое вооружение состояло из одного 7,62-мм пулемета “максим”, установленного в выдвижной башне на крыше корпуса.
Силовая установка включала карбюраторный двигатель “автомобильного типа” с жидкостным охлаждением мощностью 250 л.с. и пневматическим запуском. Он располагался в задней части ближе к левому борту. Ближе к центру корпуса, под бронированным настилом, находились топливные баки. Внутри танк имел освещение, состоявшее из 16 электрических ламп.
Ходовая часть танка имела более чем оригинальную конструкцию. Предполагая, что машине придется действовать вне дорог, Менделеев предложил оснастить каждый из 6 бортовых опорных катков пневматической подвеской с вертикальными цилиндрами. По каждому борту они соединялись в единую систему, обеспечивая максимальную плавность хода и горизонтальную устойчивость танка на пересеченной местности. Поскольку отдача морского 120-мм орудия была достаточно велика при стрельбе корпус должен был опускаться на грунт.
Полный экипаж танка насчитывал 8 человек: командир, главный механик, рулевой, наводчик, пулеметчик и три канонира. Все члены экипажа имели рабочие места, кроме командира, который был “на все руки мастер”. В ходе боя он должен был вести наблюдение через бойницы, руководить работой экипажа, корректировать огонь из пушки и отстреливаться от неприятельской пехоты из пистолета.
Несмотря на столь детальную проработку проект Д.Менделеева не был тщательно рассмотрен в военном ведомстве, и без того перегруженного текущей работой.
Представленный несколько позже второй вариант танка был намного легче, отличаясь 50-мм бронированием, и вооружался одной 127-мм морской пушкой и двумя 7,62-мм пулеметами в отдельных башнях. К сожалению, подробного технического описания и эскизов этого танка не сохранилось.
Что касается первого проекта, то в нём имелось несколько существенных изъянов. К примеру, огромная масса танка, по расчетам составлявшая 170 тонн, вызвала бы множество проблем при его эксплуатации. В совокупности с предложенным вариантом силовой установки, дававшей удельную мощность всего 1,5 л.с.\т, это почти полностью исключило бы использование танка в условиях “лунного ландшафта”. Выходит, что заявленные ходовые характеристики (максимальная скорость — до 14 км\ч, преодолеваемый подъем — до 25°, радиус поворота -10 метров) оказались слишком оптимистичными. Более того, ходовая часть танка, при всей её привлекательности, была слишком дорогой и сложной в изготовлении.
Не очень рациональным являлось расположение малой пулеметной башни, которая имела значительные «мертвые зоны» при стрельбе прямо-вперед и назад. К тому же, распыление обязанностей командира танка отрицательно сказалось бы на управлении машиной и экипажем.
Нет комментариев