Хотя история развития человека дает всегда много поучительного для наблюдателя, однако я не буду касаться ее настолько, насколько она известна относительно первобытных жителей долины р. Оби. Несомненно, что человек здесь прошел через те последовательные фазы развития, какие имели место и на других пунктах земного шара.
Прежде чем русские с их булатными мечами и кольчугами распространили свои завоевательные стремления на Сибирь, предки нынешних остяков умели уже обрабатывать железо, имея однако же предшественниками в этой области таких жителей, которые умели обрабатывать для своих орудий и домашних принадлежностей только кость и камни.
В каких племенных отношениях находились древние остяки к этим первобытным жителям, сказать трудно; что же касается нынешних остяков, то их нужно рассматривать, как непосредственных потомков тех древних остяков, остатки жилья которых сохранились по течению р. Оби. Это — так называемые остяцкие городки; по форме они напоминают частию лежащие по Иртышу татарские городища, также находящаяся в России, например, около озера Селигера — городок на берегу озера Глубокого, относящийся к курганному периоду. Городок Карымкарский, лежащей у Карымкарских юрт, на правом берегу Оби, представляет собою возвышенный остров, совершенно круглый, с низменной окраиной и срединной высокой террасой. Городок Мало-Атлымский расположен непосредственно на правом, высоком берегу реки, отделенный от материка искусственно вырытой канавой или рвом.
В мусоре преобладает бересто с перегнившими палками; здесь, очевидно, стояли чумы из году в год, в течение столетий; их обитатели, питаясь рыбой, оленями и лосями, остатки которых сохранились, делали из глины посуду, из оленьей кости и рога разные принадлежности хозяйства; они добывали хорошего качества болотную железную руду и умели ее обрабатывать; вместе с нетронутой болотной рудой я находил в городках большое количество окалины.
По-видимому, только с появлением русских естественный ход жизни в этих городках был нарушен: в них мало-помалу прекратились деятельность и пребывание человека, они сделались пустынными и молчаливыми с одним мусором, свидетелем их прошлого. Потомки древних остяков ныне разбросаны в долине Оби и ее притоков небольшими селениями, число которых и величина также с годами уменьшаются; рядом с древними городищами я замечал по течению Иртыша и Оби остатки селений более новых, обитатели которых исчезли с лица земли, — «вывелись» — уже в нашем столетии или даже годов десять, двадцать тому назад; в других же селениях, каких немало, вместо прежних десятков жителей, один или два остяка влачат свое жалкое существование.
Таким образом очевидно, что остяки вымирали и прежде, каковой процесс продолжается до сих пор. В чем же дело, во внешних ли условиях или во внутреннем складе их жизни? — Остяки забыли то, что выработали хорошего их предки, например, кузнечное мастерство, получив возможность брать у русских более совершенные железные изделия, хотя, может быть, и на более тяжких условиях; с другой стороны, они свято хранят тот первобытный склад своей жизни, те первичные ее формы, рядом с которыми немыслимо никакое дальнейшее развитие, — отсюда низкий уровень их экономического благосостояния, гибельно отзывающийся на их существовании во всех его главнейших фазах.
Иван Поляков. ПИСЬМА И ОТЧЕТЫ о путешествии в долину р. Оби, исполненном по поручению Императорской Академии Наук (фрагменты из книги)
#путевыезаписки #рекисибири #Иртыш #Обь
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2