1 ноября. Конюхов день
В этот день встречали зиму и провожали осень. Наступали настоящие морозы. В народе говорили: кто в ноябре не зябнет, тому и в крещенскую стужу не замерзнуть. В этот же день резали кур и готовили из них всякие кушанья. Существовало поверье, что в этот день баламутит конюшенный домовой, или дворовой: треплет гриву лошадям, заплетает ее в косицы, заставляет жеребцов вставать на дыбы. Дворовой, или дворовый хозяин, дворовик, дворовушко, дворенник, дворный, - дух двора, его хозяин, домовой, живущий во дворе. На его попечении находится прежде всего скотина - лошади, коровы, овцы и т. д. Домашних животных поручали ему с таким заговором: «Домовишко-дедушко, всех пой, корми овечу- шек и ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко», или «Дедушко-атаманушко, полюби моего (кличка животного), пой, корми сыто, гладь гладко, сам не шути и жены не спущай и детей укликай, унимай».
2 ноября. Артемьев день.
Есть поверье, что на защиту рожденного в этот день встает мати зверям - волчица, а этот человек близок по духу лесу, зверям, птицам, волчий корень ему покорен, волчье лыко - его улыбка. Мати зверям - волчица - его заступница. К Артемию обращаются за помощью при грыжной болезни, ему молятся об избавлении от напрасной смерти.
3 ноября. Пороша.
С этого дня начинает заметать пороша. В народе говорили, что первая пороша - не путь. Дороги еще непроходимы, поэтому ехать куда-то в это время можно было только по какой-то крайней надобности.
4 ноября. Осенняя Казанская.
Заканчивались сезонные строительные работы, и землекопы, каменщики, плотники, штукатуры, маляры, получив расчет, возвращались домой, в свои деревни. Договор: «На Казанскую - расчет!» никто нарушить не смел, опасались и наступающих холодов. В этот праздник часто устраивали в деревнях пивные праздники, потчуя мужчин, вернувшихся из города с работ в деревню. На Казанскую проветривают и окуривают можжевельником подпол, чтобы запасы не подгнивали и не иссякали, а добрые люди вдаль не ездят - может случиться несчастье в дороге.
5 ноября. Гужники.
В этот день едят мед и играют в пчелиные игры, подражая жужжанию этих насекомых. Считалось, что чем больше меда съест хозяин и чем громче он будет жужжать, тем лучше будут роиться пчелы весной и тем больше меда удастся собрать в будущем году. От Казанского пирога «закармливали землю» на Якова; разламывали на поле пирог на куски и раскидывали их по земле, подкармливали птиц, которые зимуют в наших краях - воробьев, синиц, свиристелей, чечеток, вьюрков. Считалось, что тогда они своим чириканьем успокоят землю, упросят ее, чтобы дала на следующий год богатый урожай.
6 ноября. День Афанасия.
С этого дня начинались девичьи зимние посиделки, отсюда и день этот называли светцем, поскольку девушки песни пели, пряли и ткали при лучине. Происходили такие посиделки каждый вечер, кроме канунов больших праздников и суббот. Обычно девушки собирались вместе в большой избе, хозяйкой которой была пожилая женщина, чаще всего вдова, которой платили «за наем» собранные в складчину деньги или с которой договаривались о выполнении какой-либо работы. Хозяйка ставила самовар, а девушки приносили с собой выпечку и семечки.
7 ноября. Дедовские плачи.
В народе говорили, что в этот день плачет даже природа - дождиком или снегом. Полагалось вспомнить всех сирых да убогих, несчастных да обиженных, пожалеть их. В этот день поминали родственников - и дома за столом, и на кладбище, плакали по ним. Из любви к усопшему родственники соблюдали в чистоте и порядке его могилу - место будущего воскресения.
8 ноября. Дмитриев день
По древней традиции, суббота перед этим праздником - день поминовения, который установлен Дмитрием Донским по воинам, павшим на Куликовом поле. Считалось, что в этот день души умерших прилетают на могилы в образе птиц, которым и предназначено поминальное угощение. Поэтому на могилах рассыпают зерно или кладут поминальную кутью. Прилетают они и туда, где при жизни умершие очень любили бывать, навещают родных, любуются на детей и внуков. В этот день традиционно пекли блины, которыми предваряется поминальная трапеза. Снимая со сковороды первый блин, надо обязательно сказать: «Помяни, Господи, честных родителей».
9 ноября. Обеты.
В этот день давали обеты (то есть обещания) выполнить какую- нибудь работу или заповедь в течение нескольких недель, месяцев или в течение года. Девятое ноября было особым, обетным, днем, но давать такие клятвы можно было и во время стихийных бедствий, войн, эпидемий, или во время тяжелой болезни. Иногда бывало так, что к тому, чтобы дать обет, человека побуждал и увиденный им сон.
10 ноября. Прасковьи-льняницы.
Параскева Пятница - бабья заступница. Святая Параскева с давних пор пользуется особенным уважением, и с памятью ее связано множество обычаев, поверий и обрядов. В былое время даже церкви, посвященные святой Параскеве, назывались Пятницами, так же назывались и придорожные небольшие часовни. У простого русского люда великомученица Параскева называлась Пятиной, Петной. Иконы этой святой в старину были почти в каждом доме, перед ними молились о благополучии и домашнем счастье, а также от дьявольского наваждения, от лихорадок, зубной, головной и других болей.
11 ноября. Анастасия-овчарница.
Анастасия считается заступницею овец, а Авраамий - покровителем овчаров, которые отмечают в этот день свой праздник. Многие из крестьян были уверены в том, что только одна угодница Анастасия может спасти беззащитных овечек от волков и сохранить их от различных болезней. Сельские пастухи, овчары очень часто прибегали с мольбой к этой святой и ставили на деревьях в поле, где пасутся овцы, икону этой угодницы в полной уверенности, что это самая надежная охрана от всякой опасности, особенно от диких зверей, для животных. Овчаров принято было угощать пирогами из новой, свежей, муки за то, что овец летом уберегли. С этого дня начинали стричь животных.
12 ноября. Зиновий.
12 ноября - праздник охотников, выезжающих в этот день на первую порошу. Считается, что в этот день надо затравить хотя бы одного зайца, который называется «именинником», иначе охота весь год будет неудачной, и в этот день не жалели ни себя, ни лошадей, ни собак. Добыв косого, бывало, говорили: «Коня положили, да зайца уходили», «Цена зайцу - две деньги, а бежать - сто рублев». Плохой приметой считалась в этот день встреча на охоте с волком.
13 ноября. Спиридон и Никодим Печерские.
Никодима почитали как хранителя дома от огня и пожаров, разных бед и несчастий. Он оберегал семьи от несчастий и разных бед - это поверье пошло оттого, что, по преданию, святой затушил полой своей одежды пожар, который начался в пекарне монастыря.
14 ноября. Купрятник.
В народе 14 ноября называли Курятником, поскольку полагалось переводить кур в теплые закутки сарая – погоды становились достаточно холодными, и важно было защитить от них домашнюю птицу. Одновременно 14 ноября примечали слабых кур и в ближайшее время зарезали их.
15 ноября. Акиндин и Пегасий.
В этот день чествовали овинника, «поздравляли» его и оставляли рядом с ямой, в которой разводили огонь, горшок овсяной каши. Овин, овинный хозяин в народных поверьях и обычаях предстают живыми существами, обращаться с которыми надо с почтением и опаской. В овине сушатся и обмолачиваются снопы, приумножается достаток семьи, в то же время в нем легко возникают пожары, которые во многих областях нашей страны приписывались причудам или гневу овинника. Бережное и суеверное отношение к овину идет с самых давних пор: в летописях встречаются указания на то, что эти строения были местом поклонения огню еще у наших предков-язычников. «И огневи молятся под овином», - говорит летописец. Сам овинник - дух, охраняющий овин, то есть по сути - божество огня. В народе считали, что огонь имеет божественное происхождение и произошел от меча архангела, который стоял у ворот рая, чтобы Адам, изгнанный из рая, не смог вернуться обратно, но позволил ему взять огонь, от которого произошел весь огонь на земле.
16 ноября. Анна холодная.
В этот день внимательно следили за погодой, думая о наступившей в большинстве регионов России зиме и будущем урожае. На большей части территории нашей страны уже лежит и не тает снег. Считалось, что если дрова в печи горят сильно и пламя стремится в трубу с ревом - к буре. Если же испеченный хлеб на улице замерзнет - скоро придут действительно серьезные морозы. К стуже считалось, если облака низко плывут.
17 ноября. Ерема - сиди дома.
По народным представлениям, в этот день надо было оставаться дома, никуда не выходить за ограду, чтобы не столкнуться с нечистой силой, которая в этот день пытается в избу проникнуть, угля или огня стащить. Поэтому ни огня, ни углей соседям не давали, иначе счастье из дома уйдет. Мотив дома как ограниченного замкнутого мира очень характерен для народных представлений. Но на самом деле это не так - в них присутствуют несколько планов, миров, сосуществующих между собой, иногда мирно, иногда и враждебно. Обитатели такого домашнего «иного мира» - духи и божества низшего ранга, в зависимости от обстоятельств, то видимы, то невидимы для людей. Притягательны для злых духов овин, гумно, рига. В доме, на подворье нечистая сила сосредотачивается в хлеве, в бане, у печи. Печь в доме - само по себе особое место, где могут показываться домовые, кикимора, покойники и самая разнообразная нечистая сила.
18 ноября. Галактион.
В этот день девицы умоляли Бога послать им истинных мужей. Девушки, которые хотели побыстрее выйти замуж, разбрасывали на заре этого дня вокруг своего дома мелкие монетки и предметы рукоделия для привлечения женихов. В этот день можно было и присушить жениха. Для этого брали банный веник с голыми прутьями, без листьев, или просто связывали в пучок прутья, вырывали из него один прутик и клали на порог. Как только любимый перешагивал его, входя в дом, прутик надо было непременно спрятать, а в банный день положить в таком месте, где сухо и тепло, со словами: «Как сохнет этот прут, так же пускай сохнет по мне раб Божий (имя)». Считалось, что как прутик будет сохнуть в бане, так и молодой человек станет сохнуть по девушке.
19 ноября. Ледостав.
На многих речках появляется лед, и наступает пора подледного лова рыбы. В народе говорили, что если у лошадей в этот день хороший аппетит, то зимой они болеть не будут, а если корова на Павла дает много молока, то и зимой хорошие удои будут. В этот день почитали и святую Клавдию как устроительницу домашней жизни.
20 ноября. Федот - лед ведет
С этого дня женщины начинали прясть и обращались к Федоту, покровителю женского рукоделия, с молитвой о помощи в труде. Было принято на Федота прикармливать зимних птиц - синиц, воробьев, щеглов, свиристелей. Особо отмечалось появление в этот день зимородка - тогда уж точно установилась зима, а с нею и санный путь. Считалось, что с Федота можно было по льду на реках на санях ездить, поскольку с Федота замерзали реки до будущего года.
21 ноября. Михайловские оттепели
Архангел Михаил почитался как небесный воин, которого боится вся нечистая сила и поскорее прячется в самые глубокие норы и пещеры, чтобы ненароком не попасться на глаза главе небесного войска, святой покровитель русского войска. Начинались Михайловские праздники - пиры да гулянья после окончания всехлетних и осенних сельских работ. Михайлов день испокон веков весело праздновали и селяне, и горожане. Этот праздник был гостевым, поскольку надо было в этот день и самим в гостях побывать, и у себя гостей принять, и самому хорошо угоститься, и своих гостей щедро попотчевать. На стол подавали домашнее пиво, пироги из муки нового урожая, свежий мед, еды должно было быть много, чтобы стол ломился. Праздник продолжался неделю, а затем наступал долгий и строгий Филипповский пост. С этого дня скотину переводили на зимний корм. Правда, все же считалось, что в этот день зима еще не начинается - часто стояла оттепель, которую называли михайловскими грязями, и по-настоящему зимней стужи надо было ждать со дня на день.
22 ноября. Матрены зимние.
В этот день можно было начинать лечение травами, заготовленными летом, - они уже хорошо высыхали к этому времени. Сушили травы и коренья на чердаках, у русской печи, а если лето было дождливым - и в овинах, когда сушка и обмолот хлеба либо не начинались, либо были уже окончены. Лечебными травами пользовались в каждом доме - другие способы лечения стали доступны народу не так давно. Но были и намного более сведущие в лечении и травами, и другими способами люди - знахари-целители. Они были известны по всей округе, и к ним приходили и приезжали издалека. Умение лечить болезни, присушивать возлюбленного, находить пропавший скот было незаменимо. Способы и время сбора трав, приготовления из них лекарств передавались из поколения в поколение, рецепты записывались в тетрадки - так появились самые первые народные лечебники. Знахари фактически выступали в роли хранителей традиций.
23 ноября. Ераст - настели наст.
В этот день полагалось освятить в церкви хлеб с большим куском соли - по народному мнению, это предохраняло скотину от болезней зимой. Половину его скармливали животным, а половину хранили в доме - на всякий случай, поскольку считалось, что это средство в состоянии поднять на ноги даже умирающее животное. Если какую-либо скотину продавали зимой, покупатель мог потребовать к ней в придачу освященного на Ераста хлеба. Сочетание хлеба и соли было священным - недаром этими продуктами до сих пор принято встречать дорогих гостей и новобрачных, а выражение «хлебосольный хозяин» до сих пор используется в приложении к радушному и щедрому человеку. Слова же «ты забыл мои хлеб да соль» были одним из самых страшных упреков.
24 ноября. Федоровы ветры.
Считалось, что с этого дня прилетают зимние ветры, от которых бывает студено на дворе и морозно на земле. Если на Федора много звезд на небе - будет большой урожай ягод и грибов на будущее лето. Чтобы примета сбылась, в этот день обязательно заваривали чай с сушеной малиной, земляникой или черникой. Было принято есть в этот день горячие - с огня - щи, причем чем больше таких щей съешь, тем теплее зима будет. Говорили: «На печке, да около огненных щей, и в Студитов день не застудишься!»
25 ноября. Иван снежный.
Этот день - окончание свадебных недель. Девушкам оставалось ждать Масленицы или Красной горки - новых свадебных циклов. К этому дню выпадал снег, который уже не таял до самой весны, поэтому считалось, что в этот день не стоит выходить из дома, чтобы грязь по дорогам не месить.
26 ноября. Иоанн Златоуст.
На Руси 26 ноября утром крестьяне шли в церковь и молились Иоанну Златоусту. После храма было принято лепить пельмени. Существовало поверье, что чем больше налепишь и съешь, тем счастливее и удачнее будет следующий год. Это время называли пельменной порою. Женщины делали фарш из мяса, рыбы и грибов. Потом все члены семьи усаживались лепить пельмени. Лепили много и замораживали их прямо на улице. Погода позволяла это сделать, ведь за окном стоял мороз. К обеду отсчитывали нужно количество пельменей и варили.
27 ноября. Филиппово заговенье.
Этот день знаменовал собой начало Рождественского поста. С филипповок начинались «бабьи засидки» за чесалкой и прялками. Пряли лен, шерсть, стучали ткацкие станы, мерно крутились и постукивали прялки. Собирались женщины небольшой дружной артелью - работали, пели, беседовали, готовились к великому празднику - Рождеству Христову. В этот день было принято выносить на двор еду домовому, чтобы водился скот. На его попечении была вся скотина деревенской усадьбы, поэтому роль этого духа в отношении нее была главной. В поверьях ему чаще всего сопутствует лошадь. Основные занятия, за которыми можно увидеть домашнего духа, - кормление, поение лошадей. Обычно невидимый, домовой делается зримым, если взглянуть на него сквозь хомут. Главное, что он не только любит скотину себе «в масть», но и предстает как имеющий определенную масть конь - гнедой, вороной и т. д. В некоторых областях даже считали, что он отдает предпочтение животным «под цвет волос хозяина». Чтобы оберечь от проделок домового нелюбимую им скотину, на шею животного вешали ладан, завернутый в тряпку, или окуривали его ладаном. Чтобы домовой полюбил приобретенное животное, когда его вводили во двор, заставляли перешагивать через гасник, то есть веревочку, которой стягивали кальсоны.
28 ноября. Гурьев день.
В этот день бывает очень грязно, и тогда в народе говорили: «Гурий приехал на пегой кобыле». Считалось, что он разгоняет всю нечисть, которая стремится скрыться в земле, боясь морозов и зимы, и возвращается только в Святки - хороводы водить да люду честному, на соблазны падкому, глаза отводить. Но если уж ляжет в этот день снег - лежать ему до половодья.
29 ноября. Матвеев день.
В народе считали, что если в день апостола Матфея веют буйные ветры, то быть метелям да вьюгам до самого Николы зимнего. Ветер в народном представлении был буйной стихией. Его считали могущественным стариком, наделенным ужасной разрушительной силой. Кроме того, именно по ветру человек мог получить серьезные болезни - ветряную оспу, или притчу ветреную, поветренницу, моровое поветрие, помируху, повируху, ветряной перелом - острый суставный ревматизм. Считалось, что «с ветра» могли приключиться и грыжа, язва, удар, нарывы, опухоли и другие неопределенные заболевания - хитки и притки, скорби и печали. В представлении народа болезнь от неизвестной причины часто «прикидывается с ветру», в заговорах упоминается «ветроносное язво», с его помощью могут напустить порчу колдуны или ведьмы.
30 ноября.Встреча сивера.
В этот день было принято зиму закатывать: по свежему снегу и старые, и малые катались колесом, славя солнце (колесо - символ светила). Считалось, что чем дальше колесом прокатывались, тем крепче и суровее должна была быть зима. Примечали погоду на зимоуказателя: мороз в этот день говорил о холодной зиме.
Присоединяйтесь к Домовенку!
https://ok.ru/sibirsky.domovenok.group
Комментарии 2