1 сентября. Фекла-свекольница (Симеон Столпник).
Если на этот день приходились дожинки - старинный обряд, отмечавший конец жатвы, когда последний сноп, составленный из срезанных всеми жнецами колосьев, перевитый цветами или наряженный в женское платье, торжественно привозился в селение или оставлялся в поле до следующей жатвы, - то проводили специальный обряд, носивший название «завивание бороды». Несколько колосков, оставшихся на поле, пригибали и засыпали землей. Это должно было обеспечить хороший урожай на будущий год.
2 сентября. Самойлин день (свекольница).
Этот день был полностью посвящен свекле, в народе говорили, что «свекольница - девкам невольница», поскольку по традиции работа по уборке этого овоща была чисто девичьей - ни мужики, ни бабы не подходили к свекольным грядкам.
Работа эта была тяжелой, но считалось, что чем ниже кланяешься грядке, тем больше она дает девушке здоровья. Говорили: «Хочешь румяное личико да красоту не потерять - надо свекольнице понравиться».
3 сентября. Василиса- льняница.
В этот день традиционно убирали лен. Льняное поле оберегала льняница - существо, которое являлось в образе светловолосой и голубоглазой девушки.
Считалось, что она смотрит за полем и не позволяет детям играть во льне. Она же может подать знак, когда можно его убирать, - но знак этот дается только хорошему хозяину.
4 сентября. Агафон-огуменник.
На Агафона крестьяне выходили ночью караулить снопы, защищать их от потех лешего. Существовало поверье, что в эту ночь леший выходит на луга на гумна «потешиться над соломкой» - раскидать снопы, перетащить их с одного гумна на другое, развязать. Но если хозяин караулит свое гумно, то будто леший не смеет подойти к нему.
5 сентября. Луп-брусничник.
По традиции, считалось, что в этот день случаются первые заморозки. В народе говорили, что бывают морозы лупенские, покровские, екатерининские, Михайловские, причем после лупенских морозов полагалось ходить за брусникой и клюквой.
6 сентября. Евтихий тихий.
В этот день вообще не стоит далеко отходить от дома - опасность подстерегает и в поле, и на лугу: считалось, что в этот день можно встретить то ли волшебный красный цветок, то ли колдовской огонь, который катается по земле и заманивает путника подальше от дома.
7 сентября. Тит-грибник.
«Тащит Тит последний гриб», - говорили об этом дне в народе и устремлялись в лес в поисках последних грибов, которые можно отправить в кадушку, ведь грибы, собранные после 7 сентября, солить уже не полагалось. Чтобы собрать как можно больше грибов, обращались за помощью к этому святому.
8 сентября. Одриян и Наталья.
С этого дня начинали сушить зерно в овинах. Этот сложный процесс вполне мог закончиться пожаром, поэтому в этот день начинали любую работу с добрыми словами, чтобы не рассердить «овинный огонь». А чтобы избежать пожаров в овине, кланялись Адриану и Наталье и угощали их блинами и толокном, отсюда и пошла присказка: «Несет Наталья в овин овсяный блин, а Одриан - в горшке толокно». День убавляется примерно на три часа, а потому говорили: «Петр и Павел (12 июля) на час день убавил, Илья Пророк (2 августа) - два уволок, а Адриан и Наталья - три уволокли, канальи».
9 сентября. Кукша-рябинник.
В народе считалось, что того, кто каждый день будет пить рябиновый сок, никакая хворь не одолеет. Над корнями рябины читали заговор от лихорадки, а потом, вырыв их из земли, клали на постель больного человека. В старину верили, что при различных болезнях очень хорошо пролезть сквозь рябину, расколотую пополам и связанную по краям. С помощью рябины оберегали молодых от колдунов на свадьбе - листья подстилали в обувь, а плоды клали в карманы новобрачным.
10 сентября. Анна-скирдница.
В этот день идет вывоз снопов, хлеб складывается в кладушки, скирды, спешат убрать его перед наступлением сентябрьского ненастья. Скирды - это длинные и большие клади с подстилкой (от сырости) из оплетенного на кольях хвороста. В других местах вместо скирд делали городки. Эти городки складывали в три больших стены, а четвертая - вполовину. Складывали еще треугольником в три стены и длинной полосой с углами.
11 сентября. Иван- пролеток.
С этого дня лето заканчивается, и вместе с ранними заморозками приходит осень. Если в этот день журавли летят на юг - осень будет короткой и вскоре ляжет снег. Этот день - некоторый рубеж и в природе, и в крестьянских заботах; начиналась заготовка разносолов на зиму, открывались осенние торги и ярмарки.
12 сентября. Александр-сытник.
Сытник, или свытник, - это то, что привычно и то, что дает хлеб. Недаром говорили: «Свытно с хлебом жить». В этот день готовили свытную-ячменную кашу. До этого дня были оставлены на корню на ниве ячменные стебли еще с августовского жатвенника. Был обычай завивать ячменные стебли со льняными да овсяными, заговаривать ниву на будущий урожай.
13 сентября. Куприянов день.
Считалось, что в этот день журавли держат совет, когда улетать в теплые края, поэтому в некоторых местностях 13 сентября называли журавлиным вече. Самая любимая ягода этих птиц - клюква, которую часто называли журавинкой, но ходить в этот день на болота до отлета журавлей ни в коем случае нельзя, поскольку можно утонуть на болоте или потерять разум.
14 сентября. Семен-летопроводец.
В этот день на ночь полагается потушить весь огонь, кроме лампад. Ранним утром специально приглашенные знахари должны были дать хозяевам новый огонь, который со специальными заговорами добывали трением: старики и старухи садились посреди двора и терли сухое дерево об дерево.
15 сентября. Мамонтий (Овчарник).
Весь день был посвящен этой скотине: убирали двор, сарай, где живут овцы и козы, затыкали мохом щели, утепляли дверь и оконца, клали зимнюю подстилку - часто в этом качестве использовали торф, одним словом, делали все, чтобы животные благополучно перезимовали.
16 сентября. Домна Доброродная.
С утра до позднего вечера в доме перебирали запасы и выбрасывали всякую рухлядь и хлам. Мешки из-под картошки, грязную обувь мыли в реке или в любой проточной воде, а то, что уже не нужно, испорчено, сломано, - сжигали вместе с картофельной ботвой. Считалось, что это верный способ приобрести благополучие и счастье для всей семьи на целый год. В этот день продолжается уборка льна.
17 сентября. Луков день.
В этот день надо было непременно обойти с вилами все сеновалы и стога, в них тыкали вилами, чтобы затаившаяся в сене лихорадка - гнетуха или трясуха - ни скотине, ни людям зимой не причинила вреда. Если в это время строили дом, то непременно тыкали вилами в сухой мох, которым конопатили стены.
18 сентября. Кумоха осенняя.
В этот день выгоняли березовыми вениками из избы кумоху - лихорадку. В народе говорили, что «Кумоха - нечистая сила, с лица худюща, большеглаза, синью кожа подернута». По народным представлениям, это подруга лешего, жившая в лесах. Если кто ей приглянется, того могла до смерти зацеловать.
19 сентября. Михайловские заморозки.
Одно из первых похолоданий - Михайловские морозцы или утренники. В этот день работать запрещалось - Бог накажет. В этот день устраивались мирские братчины - на этих собраниях разбирались споры и ссоры между родственниками, причем стороны непременно должны были примириться.
20 сентября. Созонт.
В этот день заканчивалась уборка лука с огородов и начиналась торговля им. Считалось, что до этого дня лук нового урожая есть нельзя, иначе он посохнет.
21 сентября. Аспасов день.
На этот день приходится праздник урожая, который в народной традиции получил название осенины, или оспожинки. Отмечали его несколько дней, иногда даже целую неделю. Этот праздник считался концом лета.
22 сентября. Поднесеньев день.
Это день получил свое имя в честь праведных Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Девы, которые считаются помощниками и благодетелями рожениц и бездетных пар. В этот день чествовали повивальных бабок, собирали их на пир, поздравляли молодых мам.
23 сентября. Петр-Павел - рябинники.
Считается, что в это время, после первых заморозков, рябина становится сладкой, и ее можно собирать, причем обязательно на каждом дереве надо оставить немного ягод - для птиц.
24 сентября. Федоры-обдеры.
Осеннее равноденствие. Считается, что с этого дня начинаются дожди и слякоть. В этот день подводили итог осенним трудам, убирали на зиму ульи с пчелами, убирали лук, последний оставшийся на корню хлеб.
25 сентября. Змеиный день.
Считается, что с этого дня жизнь животных в лесу замирает, в свои права вступает осень, а змеи перебираются в леса с полей. Знающие люди говорили, что они ползут вереницей по рощам и выбирают место для зимовки, ведь они уходят в подземное царство вслед за уснувшим солнцем.
26 сентября. Корнилье.
В этот день начинают уборку корнеплодов, которую надо окончить в ближайшие несколько дней, ждут только с уборкой репы, а брюкву, свеклу, редьку, морковь и картофель в этот день непременно надо полностью убрать с огородов.
27 сентября. Ставров день.
Считается, что в этот день залегают в берлоги медведи, а также засыпают все насекомые и звери, которые впадают на зиму в спячку. По народным представлениям, на Воздвижение в неведомые, теплые страны уходили все ползучие гады, туда же улетали и ласточки.
28 сентября. Никита-репорез.
Главным в этот день был гусь - в крестьянских домах забивали птиц, откормленных за лето, и на продажу, и для собственного стола, а дикие гуси собирались в стаи, для того чтобы лететь в теплые края. По их крику и полету судили о том, какая ожидается зима.
29 сентября. Птичье голошение.
Этот день с давних пор связан с птицами: именно 29 сентября было принято ловить щеглов, синиц и прочих пичужек, которые будут зимовать в избе, скрашивая долгие зимние вечера своим щебетом.
30 сентября. Всесветный бабий праздник.
Этот день - традиционное Восьмое марта: на Руси всех женщин в этот день поздравляли с праздником. Бабьи именины праздновали обычно три дня, так и говорили: «Добрый именинник до трех дней». Праздновались они особенно широко и щедро, причем специально для именинниц пекли особые крендели.
Комментарии 2