На сайте российского Научного Центра историко-генеалогических исследований «Редкий Элемент» опубликовано научное исследование, посвящённое Шофрынканам. Из него можно почерпнуть немало интересного, как например то, что путь из Одессы в Хотин в 420 верст наши прадедушки и прабабушки умудрялись преодолевать пешком на своих двоих за 8 (!) дней
.ШОФРЫНКАНЫ: МОЛДАВСКАЯ ЗЕМЛЯ СО СЛАВЯНСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ http://static.locals.md/2016/04/Shofrincani-01.jpg Шофрынканы вполне могут быть ровесником независимого Молдавского княжества. Хотя дата основания села не установлена, есть исторические источники, утверждающие, что оно фигурировало, например, в грамоте 1521 г., подтверждавшей право некого Р. Барбу на владение им.
ПУСТОШИ И ПОДЛОГИ
Документы на собственность то и дело фигурируют в истории Шофрынкан: земли его не раз были предметом тяжб и распрей. К примеру, в 1808 г. диван (высший совещательный и исполнительный орган при правителе) княжества Молдавии разбирал дело «Об отыскиваемом нежинским купцом Хаснашевым наследственном после его отца имении, состоящем в руках бояр молдавских». Податель прошения Дементий Семенов сын Аснашев утверждал, что его вместе с братьями увезли «в отдаленность от своих родителей» в Россию, а родовые уделы тем временем «несправедливыми способами во владение другим достались». Проситель предъявил свидетельство о том, что его прадед Ионашка Хаснаш владел «преемственно» несколькими вотчинами, в числе которых значились и Шофрынканы Ясского уезда.Из последующих разбирательств явствует, что в конце XVIII в. Шофрынканы были разделены пополам между двумя родственниками – Федором Хаснашем и Гаврилом Бурдугом. Однако обе половины вскоре перешли в другие руки.Смена землевладельца для этой части Молдавского княжества (которую вскоре назовут Бессарабией) в ту пору была совершенно обычным делом. Еще когда шла русско-турецкая война 1806-1812 гг., здесь существовало своего рода троевластие. Часть провинций, или цынутов (Кишиневский, Оргеевский, Белецкий, Сорокский), составляли так называемую Запрутскую Молдавию. Северный Хотинский уезд, или райя, находился под контролем турок, которые держали в тамошних крепостях (в том числе и в уже не считавшемся со времен Суворова неприступным Измаиле) крупные гарнизоны и собирали подать с местных жителей. А на юге региона, который первым стали называть Бессарабией, главной силой оставались ногайские татары.В собственно молдавской части Бессарабии царили те же порядки, что и в самом княжестве-метрополии (ставшем впоследствии Румынией). Его правителю, господарю, подчинялись все ветви власти. Заседавший при нем диван состоял из верхушки государственной, светской и духовной иерархии. Здесь, в частности, назначали пыркалабов (исправников), которые непосредственно руководили цинутами.Совмещая практически все функции управления (административную фискальную, судейскую, прокурорскую, полицейскую), они не контролировались никем и не обязывались следовать каким бы то ни было письменным правилам. При этом ни самим исправникам, ни подчиненным им должностным лицам не вменялась в обязанность забота о путях сообщения, а также городском (тем более, сельском) благоустройстве. Поэтому хороших дорог в Бессарабии практически не было, да и плохие ежегодно прокладывались заново.Непосредственное соседство с турками и постоянные набеги татар (с угоном и скота, и людей) делали жизнь в бессарабских цынутах опасной не только для низших сословий. Поэтому жившие за пределами Запрутской Молдавии землевладельцы-бояре предпочитали не посещать ее без крайней нужды и оставляли собственные поместья на попечение специально нанятых управляющих – чаще всего из турок, татар, греков. После присоединения в 1812 г. Бессарабии к России многие из этих доверенных лиц либо выкупили вотчины у бывших хозяев (не пожелавших, например, принять русское подданство), либо попросту присвоили их земли, предъявив подложные документы.
При такого рода аферах на руку играло важное обстоятельство: в Бессарабии тогда было очень мало заселенных помещичьих вотчин. Местные жители в основном сосредоточились на землях, принадлежавших мазылам (своего рода молдавским однодворцам), рупташам (потомкам местного духовенства) и резешам (мелким собственникам). Большинство помещичьих вотчин в то время являло собой обширные (растянувшиеся на десятки верст) пустоши, где располагалось лишь жилище управляющего да пастушеский хутор.СТАРЕЙШИЕ ПОСЕЛЕНЦЫ«Роспись землевладения и сословного строя населения Бессарабии по данным переписи 1817 года» свидетельствует о том, что у вотчины Шофрынканы Ясского уезда несколько владельцев. Часть ее стала резешской «и принадлежит живущим на ней». Здесь обосновались 4 мазыла и 2 представителя низшего сословия – всего 6 мужских душ. Есть пруд «для водопоя скота» и 3 фалчи (около 4,3 га) «пущи – ограждения». Остальная часть Шофрынкан принадлежит Николаю Росету, «бояру из Молдавии» (то есть будущей Румынии). Его земля, судя по всему, не заселена: в «Росписи» говорится о том, что Шофрынканы находятся «в одной меже» с другими вотчинами Росета – Стольниченами и Захайканами. В последней, например, насчитывается 152 хозяйства и она относится к перворазрядным (зажиточным).Малонаселенность тогдашних Шофрынкан – вполне типичное явление. Благодаря тому, что в Бессарабии не было крепостного права, здешних крестьян мало что ограничивало в перемещениях. Из-за переселений многие деревни нередко вовсе прекращали свое существование. По той же причине число жителей могло то резко падать, то возрастать, поселения внезапно возникали в новых местах, а затем столь же стремительно исчезали.Между тем, в начале XIX в. жители довольно отдаленных друг от друга бессарабских селений зачастую даже не знали о существовании неблизких соседей. Путешествовать по стране было не легко из-за бездорожья, да, к тому же, еще и опасно. Простой люд, как правило, ограничивался посещением базаров, ярмарок и ближайших земляков. Вдобавок, грамотность населения была очень низкой.Типичный бессарабский храм и звонница начала ХIХ века.Даже среди священников немногие умели хорошо читать, тем более, что большинство духовенства подобно прихожанам кормилось земледелием. Церкви же тогда сооружались обычно из хвороста, обмазываемого глиной, поэтому вмещали лишь два-три десятка человек. Звонницу у такого храма заменяли два столба с перекладиной, на которой подвешивали колоколец, а бывало, что его роль выполняла доска с колотушкой.Из облепленного глиной хвороста в основном строили и жилища, крытые камышом или соломой. (Причем располагались они обычно на значительном расстоянии друг от друга.) В них, как правило, была всего одна горница – лишь представители высших сословий могли позволить себе дом с тремя, а то и четырьмя. Но даже у богатых бревенчатые потолки были низкими, а мебель состояла из турецких диванов с шерстяными, либо соломенными матрацами. Вместо стульев использовали сундуки.
И простые поселяне, и знать носили одежду греко-турецкого образца. Бессарабские бояре облачались в длинные шелковые халаты, подпоясанные шалью, а поверх них надевали меха. Обувью им обычно служили желтые сафьяновые туфли, головной убор являл собой большую шапку наподобие горшка.Простолюдины надевали длинную полотняную рубаху, которую носили навыпуск поверх полотняных же шаровар и подпоясывали широким кожаным кушаком. На нем подвешивали кошелек, трубку и прямой формы нож в ножнах. Летом поверх рубахи полагалось носить своего рода куртку из легкой ткани, зимой утеплялись овечьей шубой.Между прочим, борода в молдавском государстве считалась привилегией высшей знати. Носить ее имели право только бояре, относящееся к первому и второму разряду.После присоединения к России в северной части страны (где и находятся Шофрынканы) большое распространение среди низших слоев получил извоз, а также отхожий промысел. Та и другая деятельность носила сезонный характер: после весеннего сева у поселян оставалось несколько месяцев до сбора кукурузы и они использовали этот перерыв для дополнительного заработка. Как свидетельствуют очевидцы, едва ли не основная часть жителей северной Бессарабии на это время переселялось в южную, где было больше земли, но меньше работников. Те, кто не имел своих волов, подряжались на косьбу – она хорошо оплачивалась. Возвращались хоть и при деньгах, но, как правило, на своих двоих, выказывая при этом навыки скороходов. Так, путь из Одессы в Хотин (420 верст) бессарабцы умудрялись преодолевать пешком всего за 8 дней.Кстати, Хотинский уезд в Бессарабии стоял особняком, поскольку жили там в основном русины – представители особой группы восточных славян. Считается, что предки их были преобладающим этносом в средневековом Галицком княжестве, куда входила и территория Молдавии. Поэтому русинов можно причислить к старейшим поселенцам здешних мест. (В конце 1850-х гг. в Бессарабии насчитывалось не менее 130 тыс. русинов, а, например, «малоруссов»-украинцев было почти вдвое меньше.) Язык их похож на украинский, однако многие бытовые особенности, в частности, одежду они переняли у молдаван.Что касается села Волчинца (из которого, заключив в 1859 г. контракт, переехали в Шофрынканы 22 семьи царан – 67 мужских и 63 женских душ), то даже значительно позднее, в начале XXв., оно слыло чисто русинским. В уже упоминавшейся «Росписи» по состоянию на 1817 г. в Волчинце насчитывалось 57 хозяйств представителей низшего сословия. Одна половина вотчины принадлежала знатной даме Змаранде Ганих, оставшаяся часть – «местному помещику Петру Кристе совместно с Петром Влаховичем из Буковины». Всего там было 300 фальч сенокоса, 200 – пахотной земли, а еще 130 фальч выгона, «рыбный пруд и при нем владельческая мельница». Уже тогда существовала, судя по всему, и церковь, поскольку в вотчине проживали священник, дьячок и пономарь.
ПРИХОЖАНАМИ ВСЕ ЖЕЛАЮТ БЫТЬ
В 1859 г. в остававшемся «владельческим» (то есть поместьем) Волчинце, что «по левую сторону Хотинского тракта, при речке Жолодок», было уже 130 дворов, 367 душ мужского пола и 287 женского. Теперь уже определенно значилась там и «церковь православная – 1».Отметим, что и в Ясском уезде еще до переезда хотинских царан тоже проживали русины. Что касается Шофрынкан, то «по правую сторону почтового тракта из г. Хотина в г. Бельцы» в 1859 г. было уже три селения с таким названием. Во-первых, все та же «деревня резешская при реке Каменке, 26 дворов, 62 души мужского пола, 58 женского». Только основное название у нее теперь Мошаны, а «Шофронканы» указывали лишь в скобках. В 11 верстах от нее располагается селение Шофронканы, которое потом будет фигурировать как «Шофронканы-Радовича» – «деревня владельческая при реке Чугре, 20 дворов, 44 души мужского пола, 52 женского». С ней граничили другие Шофронканы: «деревня владельческая при реке Чугре, 40 дворов, 192 души мужского пола, 164 женского», куда и водворились волчинецкие переселенцы.За свое «перечисление» (то есть перевод) им пришлось сообща уплатить казне 3 руб. 30 коп. серебром в качестве гербовых пошлин. Сумма, да еще разбросанная на всех, не была слишком обременительной: хороший косарь за сезон мог заработать втрое, а то и вшестеро больше.Вообще, годовой расход типичного крестьянского семейства в Бессарабии в начале 1860-х составлял около 100 руб. серебром. Складывался он примерно так: «на продовольствие семьи 18 р., на одежду 20 р., на хозяйство 5 р., на содержание дома 1 р., на повинности 9 р., на церковь и духовные надобности 4 р., на покупку напитков как для ежедневного употребления, так и при случайных событиях в семействе от 12 до 20 р. и более». Последняя статья, как видно, одна из самых накладных. При дешевизне местного вина крепкие спиртные напитки были в Бессарабии дороги. Поэтому угощение сразу множества гостей могло проделать в семейном бюджете прореху, латать которую потом порой приходилось годами. Да и другие траты тоже побуждали к поискам лучших заработков.Поскольку царане относились к вольным хлебопашцам, наем их со стороны по контракту был обычным делом. Если в бессарабских документах и фигурируют «помещичьи крестьяне», на деле так обозначали цыган, которые, за редким исключением, не занимались хлебопашеством. В Бессарабии даже была в ходу характерная поговорка: деньги и цыган имеет, да чести не имеет.Имя владельца той части Шофрынкан, куда перебрались хотинские переселенцы (это место в ту пору называлось Шофрынкан Чолаки, а еще Новые Шофрынканы), сохранила ревизская сказка, составленная в 1859 г. Селение принадлежало «вотчинному владельцу бельцкому 3-й гильдии купцу Егору Димитриеву Ламбе».Впрочем, в качестве здешнего помещика он фигурировал еще за три года до упомянутых событий. В 1856 г. уездным землемером после проведения соответствующих работ была составлена «Межевая книга с. Шофронкан Ясского уезда Бессарабской губернии». Как сказано в ней: «Начало межевания учинено на пункте долженствующем разделять резешскую часть Шофронкан деревни Мошан от межуемой дачи Шофранкан помещика Ламбо».Из этого документа следует, что в 1856 г. «по обеим же сторонам земля к хлебопашеству и сенокосу удобная, налеве деревни Мошен владения резеший а на праве межуемой вотчины Шофрынкан помещика Ламбо». Приводятся и некоторые хозяйственные подробности: «Пахотной и сенокосной две тысячи девятьсот семьдесят семь десятин, под усадьбою деревни Шофронкан восемнадцать десятин и тысяча восемьсот квадратных сажен, под ставами и прудами двадцать десятин и тысяча двести квадратных саж.[,] под Обаею [?] и господским домом три десятины, под речками, оврагами и ручьями десять десятин, под почтовою проселочными и степовыми дорогами двадцать три десятины и тысяча пятьсот квадрат. сажен. <…> и под садом тысяча двести шестьдесят квадрат. сажен. А всего во всей окружной меже удобной и неудобной земли три тысячи пятьдесят три десятины и девятьсот шестьдесят квад. сажен или на молдавскую меру две тысячи триста сорок пять фалеч и тридцать две квадратные сажени, а за исключением неудобных мест осталось одной удобной земли три тысячи шестнадцать десятин и тысяча восемьсот шестьдесят квадратных сажен. На сем количестве земли во время обмежевания внутри окружной межи заселена вольными царянами хлебопашцами деревни Шофронкан, в коей по последней ревизии состоит мужескаго пола 37 душ и женскаго 38 душ».Через два года после переселения хотинских русинов в Шофрынканы-Ламбо здесь стало намного больше обитателей. «Статистические сведения по имениям Ясского уезда за 1861 г.» сообщают: приписанных к имению – 103, посторонних – 10, всего 113. В селе две корчмы, но нет церкви, так что жителям приходится посещать храм в селе Порчулянке, а это путь в добрый десяток верст.Однако один из владельцев Шофрынкан решается на богоугодную затею: в мае 1866 г. Кишиневская духовная консистория начинает разбирательство «по прошению помещика Ясского уезда, сел. Шофронкан, 2-й гильдии купца Георгия Ламбу о дозволении ему построить новую каменную церковь с образованием нового прихода». Как явствует из соответствующей переписки, шофрынканский собственник «уже совершенно приготовился к начатию постройки оной церкви, договорив мастеровых и запасившись материалом». При этом епархиальное начальство просит «напомнить строителю, чтобы он не был в претензии», если «по образовании прихода в Шофронканах окажется настолько малое количеством домов, что церковь его должна будет остаться приписною, а не самостоятельною». Между тем, по клировым ведомостям за 1865 г. в селе уже три десятка дворов и «199 душ обоего пола».Но едва началось строительство храма, как инициатор его отправился в мир иной. Из завещания Георгия Ламбо стало известно, что Шофрынканы были куплены им у дворянина Димитрия Чолаки. А сам он оставил имение племянникам – Спиридону (ему тогда было 39 лет) и Стилиану (33 года) Стримиади, но с оговоркой: «обязуя их достроить и окончить начатую мною церковь святого Георгия».В декабре 1866-го, как докладывает епархиальному начальству благочинный священник, «новая церковь в селе Шофронканах с колокольней при ней, новыми храмоздателями наследниками умершего помещика Ламбо Стелияном и Спиридоном Стримиади, постройкой окончена, но еще не штукатурена». Однако дальше начались проволочки. «Новые храмоздатели» не могли сразу вступить в права наследства, поскольку один из них был австрийским, а другой греческим подданным. Иностранцам же владеть имениями в Бессарабии российские законы запрещали.В результате, рапортовал все тот же благочинный, «в обеспечение содержания будущего причта новой церкви храмоздатели помещики села Шофронкан Стелиян и Спиридон Константиновы Стремиади не обещевают никаких пособий, и угодий и постройки домов до ввода их законным порядком во владение того имения, а прихожане по бедности отказываются от дачи пособия причту имеющему быть при оной церкви; кроме некоторых из них вызвались, что если будет причт, то они могут давать ему по одному дню клаки [помощи] работою». Притом: «Прихожанами же новостроящейся церкви села Шофронкан они все желают быть»
.ЛАМПАДЫ ВАРШАВСКОГО СЕРЕБРА
Дело осложнялось еще и тем, что, по существовавшему порядку, без пресловутого обеспечения «содержания будущего причта», включая постройку для него домов, возведение самой церкви не могло быть разрешено. Судя по тому, что во всех последующих документах фигурирует лишь Спиридон Стримиади, именно он в итоге и перешел в российское подданство, как-то уладив вопрос о дядюшкином наследстве со своим братом.Церковь Георгия Победоносца в Шофрынканах.Он и подал, наконец, в октябре 1867 г. прошение архиепископу Кишиневскому и Хотинскому: «<…> имею честь почтительнейше просить распоряжения Вашего Высокопреосвященства об освящении этого храма». И уже несколько дней спустя благочинный священник Федор Маланецкий доложил правящему архиерею о том, что «новостроенная церковь вверенного мне округа села Шофронкан 22-го сего же октября освящена архимандритом Никодимом совместно со мной».Сохранилась и «Опись церкви вновь построенной, состоящей в Ясском уезде, в селении Шофронканах». Изначально она была «покрыта железной крышей, с таковою же колокольней и оградой каменной». Внутреннее убранство выглядело так: «Алтарь в ней шестиугольный в коем престол деревянный, во имя Св. Великомученика Георгия. Жертвенник иссеченный в стене и обложенный выкрашенными досками, сверх коих деревянный крест вызолоченный. Здесь икона Страждущего Спасителя, изображена на холсте, с деревянными рамами вызолоченными. На горном месте, икона Спасителя с вызолоченными рамами, и в верху вызолоченный деревянный крест».Что касается «предалтарного» иконостаса: «Иконостас деревянный столярной работы, в четыре яруса, окрашен светло-голубым цветом. Имеющиеся же на нем карнизы, отделяющие ярусы и резьбы позолоченные. Царские врата резной работы, с шестью иконами: Богоматерью, Архангела Гавриила, и Евангелистов Марка и Луки, и двух ангелов все в цветах вызолоченные. Сверх врат в резьбе в цветах изображение Духа Святого и двух Евангелистов Матвея и Иоанна вызолоченные. С правой стороны царских врат в деревянной позолоченной раме местная икона Спасителя с изображением 3-х ангелов. С левой стороны царских врат местная икона Пресвятые Богородицы с младенцем на руках, и с изображением 3-х ангелов в деревянной позолоченной раме.На южной вратнице изображение Св. Архистратига Михаила с деревянными позолоченными рамами. По правую сторону южных вратниц местная икона Св. Спиридона, в таковых же рамах. С южной же стороны около сей иконы храмовая икона Св. Великомученика Георгия в таковых же рамах и позолотке. На северных вратнице изображение Св. Архангела Гавриила в таковых же рамах и позолотке.По левую сторону северных вратниц икона Св. мученика Стельяна с отроком на руках, в таковых же рамах и позолотке. С северной же стороны около сей иконы образ Святителя Николая а архиерейском облачении, с таковыми же рамами и позолоткой. Во втором ярусе над иконой Спасителя, Преображение и Воскресение Господне. Над южной вратницей Крещение Господне и вшествие в Иерусалим. Над храмовой иконой Вознесение Господне и Сошествие Святого Духа. С северной стороны царских врат на иконой Божьей Матери, Обрезание и Сретение Господне. Над северной вратницей Благовещение и Рождество Христово.Над иконой Св. Николая Рождество и вход во храм Пресвятыя Богородицы. В 3-м ярусе над царскими вратами – Тайная вечеря, в резьбе и позолотке. В сем ярусе над каждой иконой цветы в резьбе и позолотке. Сверх Тайной вечери деревянный крест в резьбе вызолоченный. С южной стороны Новый Завет и с северной стороны Ветхий Завет в резьбе и позолотке. В подножии всех наместных икон, в деревянной резьбе вызолоченные цветы. В иконостасе – по правой стороне колонн пять, а по левой стороне тоже пять с капителями и позолоткой».Таким образом, в центральном иконостасе помещены образа тезоименитых небесных покровителей обоих братьев Стримиади. В других частях храма находились: «В кумполе 4 Евангелиста изображенные на стенках, масляными красками. В притворе 2 иконы на досках изображенные масляными красками, по правой стороне Марии Магдалины, а по левой стороне великомученицы Варвары. Плащаница на светло-фиолетовом бархате с вызолоченной короной, и позолоченными буквами и цветами в углах с 4-мя Евангелистами».В числе утвари указаны: «6 лампад варшавского серебра перед наместными иконами. Пред Тайною вечерей висящий подсвечник для 3-х свеч варшав. серебра с таковыми же цепками. Пред иконой на горном месте одна лампада варш. серебра. Среди церквы большое паникадило с 21 подсвечниками варш. серебра. Пред наместными иконами четыре больших стоящих подсвечников и один меньшой варш. серебра. Аналогий [т. е. аналой] деревянный с уборкой светлого ситца позументовыми крестами, на нем храмовая икона изображена на доске масляными красками. Клиросы деревянные окрашенные масляными красками и с полками для хранения книг».В только что созданном шофрынканском храме «священнослужебные сосуды» были в основном серебряными. Не было недостатка ни в богослужебных книгах, ни в различных облачениях (не исключая «священнических»).Мало того, как следует из прибавления «к межевой книге на вотчину Шофрынкан Ясского (ныне Бельцкого) уезда», в 1876 г. из имения была выделена и земля для церковного притча. В частности, «участок церковной земли состоит: удобной пахотной и сенокосной 33 десятины и неудобной 1640 сажин. А всего удобной и неудобной тридцать три десятины тысяча шестьсот сорок сажин». http://static.locals.md/2016/04/Shofrincani-002.jpg Суть резолюции архиепископа Платона (Рождественского) на прошении выражена в первых ее словах: «Год отсрочки». По странному совпадению, она датирована тем же днем – 24 октября 1914 г. Столь быстрая реакция бывает, пожалуй, лишь тогда, если прошение пишется в непосредственной близости начальства и под его диктовку.СХОДСТВО С ПОСЕЛКОМ ГОРОДСКОГО ТИПА
Демонстрация в Бельцах. Март 1917 г.Впрочем, существовать церковно-приходскому учебному заведению в Шофрынканах все равно оставалось недолго. (Хотя домик его из саманного кирпича, вокруг которого сто лет назад разгорелся скандал, уцелел доныне.) Два с небольшим года спустя в село пришла новость об отречении российского самодержца, и отметили ее здешние крестьяне точно так же, как и во многих других уголках империи – погромами помещичьих усадеб. Фото 10А еще меньше, чем через год Бессарабию оккупировала Румыния, и Шофрынканы оказались в другом государстве. Жизнь и в самом селе, и поблизости спокойнее от этого не стала. Уже в конце января 1919 г. В Сорокском и Хотинском уездах произошло настоящее восстание против оккупантов. Только непосредственно в районе Хотина в нем участвовало до 20 тыс. человек, и подавлять его румынам пришлось с помощью артиллерии. В результате усмирения было убито около 11 тыс. (включая мирное население) и сожжено несколько сел и деревень.Несмотря на акции устрашения, даже на севере бессарабцы и в дальнейшем продолжали протестовать. Так, в конце 1929-го в уездных для шофрынканцев Бельцах проходила забастовка, сопровождавшаяся политической демонстрацией. Выступления здесь повторились и в начале 1930 г.К тому времени в Шофрынканах обосновались новые влиятельные фигуры – румынские жандармы. Поместьем, как и до революции, еще какое-тое время владел его последний хозяин Ижаковский, о котором, в отличие от греческих предшественников, не известно практически ничего. (Говорят, именно он построил в селе новую мельницу, а еще будто бы завещал часть своей земли под общее кладбище).Мельница Ижаковского.Румынские власти в 1927 г. продали крестьянам надел, принадлежавшей прежде церковному причту. В Шофрынканах по-прежнему действовал храм, работал акушерский пункт, а бывшая церковная школа стала просто начальной (и пребывала в этом статусе до 1950-х гг.). Кстати, в 1938 г. ее впервые со времен основания расширили, возведя рядом со старым каменное зданьице, где была уже не одна, а целых четыре классных комнаты.Характерно, что архивные документы по Шофрынканам той поры составлены, как правило, на румынском языке и посвящены в основном бюджету и различным отчетам здешней примарии. Между прочим, в 1937 г. рассматривалось и просьба о выезде за границу Аполоса Стремиаде – по-видимому, потомка (либо родственника) бывших владельцев.Сделал он это вовремя: летом 1940 г. в Шофрынканы вошли солдаты и офицеры Красной Армии, после чего село вскоре стало частью советской Молдавии. Над бывшей помещичьей усадьбой появился алый флаг – там устроили сельсовет.Юбилейный значок шофрынканского колхоза.В декабре того же года у шофрынканцев появился и первый колхоз, которому присвоили имя бывшего в ту пору председателем Комитета обороны при правительстве СССР Климента Ворошилова. Вступили в это объединение 47 хозяйств – в основном, самые бедные крестьяне села. Председателем колхоза стал Никита Дьячук, однако руководить ему довелось всего несколько месяцев. Летом 1941-го его арестовали после того, как Молдавию оккупировали немецкие и румынские части, выбившие оттуда советские войска.Правда, в тылу у оккупантов появились партизаны. В отместку за их нападения румыны практиковали расстрел заложников – такое происходило и в Бельцах. Этот город в сентябре 1941 г. стал центром «жудеца», вошедшего в румынское губернаторство Бессарабию, где опять было размещено несколько тысяч жандармов и полицейских.Впрочем, им вновь пришлось ретироваться уже весной 1944 г. под натиском Красной Армии, и в Шофрынканы надолго вернулась советская власть. В тот же год здешняя церковь перестала действовать почти на полвека. Зато в селе опять появился колхоз, на этот раз «Победа Октября», который в 1967 г. устроил в храмовом здании свой историко-краеведческий музей. (Экспонаты его в начале 1990-х попросту растащили по домам).А еще в советское время в Шофрынканах проложили тротуары, подвели водопровод. Как утверждала в 1984 г. в очерке о селе районная газета: «Добротные светлые дома, асфальтированные улицы придают ему сходство с поселком городского типа». Здесь даже работал книжный магазин.Дом культуры в Шофрынканах.Сегодня колхоза уже нет, хотя память о нем по-прежнему жива. Например, некоторые краеведы до сих пор с гордостью повествуют о том, что колхозный автопарк насчитывал 85 тракторов, десятки грузовиков и комбайнов.История сохранилась и в кое-каких местных названиях: так часть Шофрынкан и поныне известна как Радовичи. Русиновскими корнями, видимо, можно объяснить и преобладание в селе по сей день жителей, относящих себя к украинцам. Впрочем, о происхождении своих далеких предков им, как правило, ничего не известно.Близ шофрынканской церкви, где опять ведутся службы, недавно восстановили, как его здесь называют, «могильный комплекс» – несколько старинных надгробий. Считается, что они-то и принадлежат греческим предшественникам пана Ижаковского, а сам он будто бы покоится под отдельно стоящим неподалеку большим памятником (там, где хотел устроить новое общественное кладбище). Однако надписи на всех надгробьях настолько стерты, что ни подтвердить, ни опровергнуть это утверждение не возможно. http://static.locals.md/2016/04/Shofrincani-08.jpg http://static.locals.md/2016/04/Shofrincani-11.jpg http://static.locals.md/2016/04/Shofrincani-13.jpg http://static.locals.md/2016/04/Shofrincani-14.jpg http://static.locals.md/2016/04/Shofrincani-00.jpg http://static.locals.md/2016/04/Shofrincani-002.jpg http://static.locals.md/2016/04/Shofrincani-07.jpg
https://i.mycdn.me/image?id=547477245773&t=3&plc=WEB&tkn=*NCQwWJSiBjEnRxHH4NG9NX7TpWs
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 51
http://static.locals.md/2016/04/Shofrincani-11.jpg
http://static.locals.md/2016/04/Shofrincani-13.jpg
http://static.locals.md/2016/04/Shofrincani-14.jpg
http://static.locals.md/2016/04/Shofrincani-00.jpg
http://static.locals.md/2016/04/Shofrincani-002.jpg
http://static.locals.md/2016/04/Shofrincani-07.jpg
Помещик Иржаковский, так говорят пишется правильно его фамилия, что подтверждают его родственники (Богуцкие) проживающие в Бельцах и Глодянах, действительно похоронен рядом с церковью (но территория не входит в огороженную церковью). На месте захоронения на личные средства жителя Шофрынкан Хаврика Фомы Николаевича построен памятник. Правда сегодня уже никто не помнит, что это и зачем. Место неухоженное и оказалось невостребованным. Рядом с храмом, но не на кладбище, хотя для церкви им было сделано очень много. В отношении послевоенной истории написано мало, сухо и немного с сарказмом, Есть материалы покойного Долганюка, которые проливают свет на многие вопросы нашей красивой истории. Шофрынканы отстроились расцвели и достигли пика своего развития в 70 и 80-е годы. Красивые дома, новая школа и Дом Культуры, крепкое хозяйство, колхоз миллионер, дороги в белом и асфальтном варианте и по всему селу. Многие выпускники Шофрынканской школы стали видными специалистами в различных уголка...Ещё22:28
Помещик Иржаковский, так говорят пишется правильно его фамилия, что подтверждают его родственники (Богуцкие) проживающие в Бельцах и Глодянах, действительно похоронен рядом с церковью (но территория не входит в огороженную церковью). На месте захоронения на личные средства жителя Шофрынкан Хаврика Фомы Николаевича построен памятник. Правда сегодня уже никто не помнит, что это и зачем. Место неухоженное и оказалось невостребованным. Рядом с храмом, но не на кладбище, хотя для церкви им было сделано очень много. В отношении послевоенной истории написано мало, сухо и немного с сарказмом, Есть материалы покойного Долганюка, которые проливают свет на многие вопросы нашей красивой истории. Шофрынканы отстроились расцвели и достигли пика своего развития в 70 и 80-е годы. Красивые дома, новая школа и Дом Культуры, крепкое хозяйство, колхоз миллионер, дороги в белом и асфальтном варианте и по всему селу. Многие выпускники Шофрынканской школы стали видными специалистами в различных уголках Великой страны - СССР в различных областях деятельности: в медицине и образовании, в военном деле и в управлении народным хозяйством. Конечно, многим, оставшимся в селе уже не до истории. Жаль, что многие дома пусты, их двери открыты, но в окнах нет света, дворы позарастали дикими деревьями, и нет той великой политики, которая помогла бы обмануть людей, и как в царские времена вернуться в родные места для развития будущих поколений на такой красивой, цветущей и плодородной земле, которая зовётся Шофрынканами и её главной частью - Радовичами. Дорогие земляки Шофрынканцы! Где бы вы не находились, чем бы вы не занимались, вне зависимости от вашего возраста и настроения вспоминайте с тёплыми и ностальгическими чувствами о своей малой родине, об отцовском доме, о материнской ласке и тёплых маминых руках, об утренних рассветах и закатах, которые были необычными только при виде их с родного крыльца. У нас и детство и юность были красивы и неповторимы. Наша родина дала нам крылья, сегодня мы птицы высокого полёта, но эту искорку, этот огонёк мы гордо пронесём через свою судьбу, не забывая своих истоков. Наша история, это не только история помещиков, но и история каждой семьи, которая прямо или косвенно имеет отношение к Шофрынканам. Счастья всем, здоровья и благополучия. Пусть бог, судьба и история хранит нас!!!
Поразило что Радовичи -ну почти исторический центр.
Мы уехали оттуда в 62 г.Мне было 6 лет,но я помню, в церковь ходили в Стольничаны.А эта просто стояла.
Новый план знаю.
Радовичи на ,,молдованах,, же?