Мы не можем не чувствовать Бога, если наша природа находится в состоянии духовного здоровья. Бесчувственность внутренней жизни есть состояние ненормальное. Нужно научиться распознавать состояния своей души, а также судить о явлениях жизни мистической. Поэтому Серафим Саровский начинает свои духовные наставления следующими словами: "Бог есть огонь, согревающий и разжигающий сердца. Итак, если мы ощущаем в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовию не только к нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника". Благодать дает знать себя как радость, мир, внутреннее тепло, свет. Человек, входящий все более и более в тесное общение с Богом, не может оставаться вне света. Если он оказывается погруженным во мрак, то это потому, что его природа затемнена каким-нибудь грехом, или же Бог испытывает его, чтобы еще усилить его ревность. Эти состояния можно преодолеть послушанием и смирением, на которые Бог отвечает тем, что снова является в душе, сообщая свой свет человеческому существу, на некоторое время оставленному Им.
Духовная сухость есть болезненное состояние, которое не может быть длительным, она никогда не рассматривалась как какой-нибудь необходимый и нормальный этап на пути к соединению с Богом. На этом пути подобное состояние чрезвычайно частое, но всегда опасное, т.к. оно имеет большое сродство с печалью или унынием, с охлаждением сердца, что производит нечувствие. Это - испытание, ставящее человека на грань духовной смерти. Ибо восхождение к святости, борьба за Божественный свет небезопасна. Те, которые ищут света, ищут сознательной жизни в Боге, подвергаются большой духовной опасности, но Бог не дает им блуждать во мраке...
Академик В.М.Кандыба/Русская Религия/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1