Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры, говорил Бехтерев. Цвет действует и на физическом уровне, вызывая физиологические реакции, влияя на работоспособность и жизнедеятельность отдельных органов. У каждого цвета имеется эмоциональная окраска, вызывающая определенное настроение, влияющая на самочувствие человека, аппетит или сон. «Цвет – есть жизнь», - писал Бекон. Воздействие различных цветов на нашу жизнь огромно. Недаром в древности поклонялись свету и огню, а радуга во всех мифах представлена мостом, соединяющим небо и землю.
У каждого человека в подсознании закреплена цепочка ассоциаций, связанных с цветами, и люди инстинктивно избегают цветов, которые их раздражают, вызывают чувство дискомфорта, беспокойства, и, напротив, стремятся к тем цветам, которые радуют глаз.
Один из мостов в Лондоне был окрашен в черный цвет, и было замечено, что наибольшее количество самоубийств совершалось именно на этом мосту. Статистика оказалась явно не в пользу черного цвета. После того, как мост перекрасили в зеленый цвет, число самоубийств резко сократилось.
Психологи на основании предпочтения того или иного цвета определяют характер человека, его склонности, склад психики и состояние здоровья. Подобная диагностика проводится с помощью теста Люшера. Люшер установил, что определенный цвет вызывает у человека определенные эмоции, которые можно прогнозировать.
Дети инстинктивно отдают предпочтение ярким и чистым цветам – красному, синему, желтому. Любой цвет, не входящий в привычную цветовую гамму, вызывает у ребенка повышенный интерес. С возрастом цветовое предпочтение изменяется в сторону холодных тонов. Подбирая цветовую гамму для помещения, нельзя забывать о возрасте тех, кто будет в нем жить. Если детская комната оформлена в бледных, пастельных тонах, то ребенку в ней будет неуютно, у него часто будет плохое настроение, может развиться депрессивное состояние. Даже здоровье может ухудшиться – ведь зачастую болезни связаны именно с психологическим состоянием человека.
При выборе цветовой гаммы следует учитывать и символику цвета, ведь она закреплена ассоциативной цепочкой в подсознании. Посмотрите на Макдональд, уважаемый Читатель. Вот пример успешного использования воздействия цвета на человека. Красно-желтые вывески, яркие, бросающиеся в глаза. Красный цвет – радость, теплота, любовь и полнота жизни. Желтый – легкость и радость. В Америке – на родине Макдональда, - красный цвет символизирует любовь, а желтый - процветание. Сочетание красного с желтым связано с ощущением радости, теплоты и веселья. Не удивительно, что эти рестораны так популярны, ведь они еще издали сообщают потенциальному посетителю, что за стенами его ждет солнечное счастье.
Когда Окуджава пел: «Живописцы, окуните ваши кисти в суету дворов Арбатских и в зарю, чтобы были ваши кисти словно листья, словно листья, словно листья к ноябрю…» - в воображении слушателей рисовались медленно кружащиеся в прозрачном, осеннем воздухе кленовые листья, разлапистые, гладкие, испрещенные зеленоватыми еще прожилками, алые по краям и тепло-желтые в середине, и – восходящее солнце на утренне-розовом небе.
Очень четкая и красивая цепочка ассоциаций, учитывая, что желтый цвет производит впечатление легкости и радости, выражает лучезарность, нематериальную радость, освобождает от забот, проблем и ограничений. Символически соответствует теплу Солнца. Желтый цвет – надежда и ожидание большего счастья во всех его формах, он всегда направлен к будущему.
Красный же выражает жизненную силу, волю к победе, жажду всего, что может способствовать насыщенности бытия. Временная категория – настоящее.
Зеленый цвет – это деятельная воля, упорство и целеустремленность, постоянство воззрений, самосознания и личностная высокая оценка.
Посмотрите, уважаемый Читатель, какую ассоциативную цепочку выстаивает подобное сочетание цветов даже в описании, какое психологическое воздействие оказывает за счет построения соответствующей цветовой гаммы.
А теперь представьте, что было бы предложено другое сочетание цветов: бурые листья, серое, дождливое небо, чавкающая сизая грязь под ногами – тоже, кстати, ноябрь. Но как изменяется восприятие человека! Как ломается настроение. Вместо жизненной силы, личностной высокой оценки, вместо легкости и радости – изнурение, истощение, психологический кризис, плохое настроение…
А если подобное сочетание цветов является преобладающим при оформлении помещения? Как в такой комнате можно жить и работать? Обитатель подобной комнаты – это потенциальный клиент не то что психолога, но – психиатра. Да еще и невропатолога, потому что человек, постоянно «любующийся» такой цветовой гаммой, будет страдать от мигреней, перепадов артериального давления, общей слабостью – тем, о чем еще Маяковский писал: «то ли грипп, то ли инфлюэнца, в общем просто не хочется жить…» (кстати сказать, любопытно – а какое цветовое оформление было той комнаты, где поэт написал эти строки?) И такие проблемы могут быть созданы неудачным сочетанием цветов.
Сила цвета заключается в том, что он способен обойти все барьеры сознания и воздействует непосредственно на подсознание. Цвет:
вызывает психологическую реакцию;
подчеркивает качество, настроение, чувство;
создает либо теплую, либо холодную среду, отражает времена года;
имеет физиологическое влияние на человека;
придает объемность среде и предметам.
Был проведен интересный эксперимент с влиянием цвета на вкус.
Домохозяйкам предложили продегустировать четыре чашечки кофе, стоящие рядом с коробками коричневого, голубого, красного и желтого цвета. Кофе во всех чашках был одинаковый, о чем дегустаторы не знали.
В результате:
-75 % дегустаторов заявили, что кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой, слишком крепкий,
-около 85 % решили, что кофе, стоящий рядом с красной коробкой – самый ароматный и вкусный.
- А кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, почти все сочли мягким, кофе же, находившийся рядом с желтой – слабым.
То есть, восприятие цветовой символики придало разный вкус абсолютно одинаковому продукту.
Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный и красный – это цвета элитного сегмента, потому что это – «дорогие» цвета, с древности отождествляемые с элитой общества. А сочетания «холодных» цветов, к примеру, зеленого и голубого ассоциируются со свежестью. Такие цвета считаются цветами майского утра и выстраивают вполне понятную ассоциативную цепочку, начинающуюся от нежного восхода солнца и заканчивающуюся яркими, блестящими листьями, еще не припорошенными летней, жаркой пылью. Недаром в молочной промышленности используются зеленые цвета, а для морепродуктов обычно выбираются голубые.
Сочетания цветов «работают» не так, как каждый цвет в отдельности, и ассоциативная цепочка, выстраиваемая в подсознании человека таким сочетанием, не является простым сложением составляющих ее цветов. К примеру, зелено-фиолетовая гамма. Сам по себе зеленый цвет выражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений и высокую самооценку. Фиолетовый – мечта, ставшая явью, такое состояние души, когда исполняются фантазии. Хорошо, правда? Но сочетание этих цветов сигнализирует о стремлении завоевать расположение окружающих при полном нежелании связывать себя какими-либо обязательствами либо нести ответственность за какие-либо действия. Совсем другая мелодия, не правда ли?
Есть цвета, которые категорически нельзя сочетать друг с другом, особенно при оформлении помещения. Соединение фиолетового с оранжевым сообщает о безысходности и является прямым призывом к суициду. Тот же эффект производит надпись белым на непробиваемо-черном фоне. Однако, при добавлении к этим цветам третьего, ассоциирующегося с теплом и солнцем, психологическая нагрузка цветовой гаммы изменяется в положительном направлении.
https://cloud.mail.ru/home/%D0%9F%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%A1%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%20%D0%B9%D0%BE%D0%B4.pdf
https://www.rosminzdrav.ru/polls/9-anketa-dlya-otsenki-kachestva-okazaniya-uslug-meditsinskimi-organizatsiyami-v-ambulatornyh-usloviyah?region_code=KGN
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев